Актуальность пронзительной драмы Ролана Быкова "Чучело" (1983), когда-то громко заявившей на всю огромную страну о проблеме детской и подростковой жестокости, и сейчас никуда не делась. Более того, реальные факты травли (и чего похуже), в том числе и ради интернет-хайпа, стали уже чуть ли не привычными, день изо дня проносясь по новостным лентам, чтобы лишь слегка отвлечь от насущных дел.
А ещё каких-то 40 лет назад на кинематографистов сыпались упрёки и даже обвинения в очернительстве ослепительно-светлого образа советского детства. Будто они всё выдумали. Не без этого конечно - ради образности и высокой художественной цели чего не сделаешь. Но сама тема не из воздуха умозрительного взялась да и раньше в нашем кино освещалась. Пусть и не так жёстко.
Так за десять лет до того, в 1972 году появилась почти двухчасовая телекартина Инессы Селезнёвой под довольно неприметным названием "Перевод с английского". Даже из моего поколения 45-50-летних о ней мало кто вспомнит, хотя в своё время она отнюдь не прошла незамеченной и даже была удостоена спецприза «за художеcтвенное воплощение темы воспитания детей» на V-м Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов.
Первые телезрители увидели "Перевод" в декабре 1972 года и потом еще в течение 12 лет он нет-нет да появлялся по телику. Мне ж не повезло - оба показа в осознанном возрасте (в июне 1982 и в августе 1984) пришлись на летние каникулы, которые я тогда проводил в пришкольных или городских лагерях. А потом про фильм забыли - будто с выходом "Чучела" тема была закрыта и необходимость в его "предтечах" отпала.
В итоге моё знакомство состоялось совсем недавно - по каналу "Спас", который несколько лет как старается привлечь нецелевую аудиторию за счёт старого советского кино. И я удачно включил, практически в самом начале трансляции, хотя после не покидало чувство будто что-то важное пропущено - в предыдущей серии. Которой нет в природе. Такой режиссёрский ход, оказался: не раскачиваясь, окунуть зрителя в происходящее, в данном случае в школьные будни со взаимоотношениями (была-была предыстория, но за кадром).
Действие начинается с обсуждения студента-математика (Георгий Тараторкин), который пришёл на практику в школу, но не видит своё будущее в качестве педагога (за что его и отчитывают). А ему вдобавок и классное руководство всучили - в проблемном шестом классе (а когда с подростками не было сложностей?)...
Кстати, в первом эпизоде мелькнул момент, демонстрирующий нынешнюю телецензуру. Когда я переглядывал начало в ютубе, только тогда и заметил, что директорша при разговоре с практикантом "смолила" папиросу прям в кабинете математики (на "Спасе" это как-то вырезали или замазали). То ли это было в порядке вещей в начале 1970-х, то ли тень на начальницу захотели бросить. До конца не понял.
Но вернусь к 6-му классу. Основная его руководительница - "англичанка" Виолетта Львовна (играет Майя Булгакова). Она педагог "от бога", любит и понимает детей, а те платят ей взаимностью. Одно нехорошо - болеет часто (сердце). Однако, на мой взгляд, образ её, на который как бы предлагают ровняться, получился ненастоящим - идеализированным, даже прекраснодушным что ли. Без капли профдеформации за многие десятилетия сложнейшей работы. Мечты-мечты!
А что же школьники? Здесь всё в порядке - показаны как в жизни (с учётом эпохи, разумеется), со всем разнообразием характеров и издержек переходного возраста. Отсюда и конфликты - куда ж без них (иначе и смотреть не стоило)!
Итак, недавнему "новичку" Лёне Пушкарёву не хватает внимания среди сверстников и он придумывает финт ушами, сообщая одноклассникам будто ему пришло письмо от американских коммунистов (!), которые просят о помощи у советских пионеров. Бред конечно, но это, оказывается, и тогда осознавали (пусть и не так цинично, как сейчас). Все поверили (тем более англичанка игру поддержала, что выяснилось позже), кроме "лидера" класса Коробова - парня самовлюблённого да и вообще мутного...
Собравшись дома у Пушкарёва, они обсуждают план интернациональной помощи, но на беду к ним на огонёк заходит врио классного руководителя и с его невольной подачи "тайное становится явным". От "обманщика" в результате отворачивается весь класс да ещё и Коробов на радостях готовит месть. И начинается буллинг! Пусть далеко не такой жестокий как в "Чучеле", но психологических страданий Пушкарёву он тоже доставит.
Конечно в отличие от нелицеприятного шедевра Быкова тут постарались показать положительную роль обоих педагогов, которые не остаются в стороне и всячески помогают разрулить центральный конфликт (в то время как в случае с Леной Бессольцевой учителя и большинство взрослых самоустранились). Но проблема, тем не менее, показана, как и переживания героев-подростков, которые здесь точно не статистами выступают. Впрочем, для советского "школьного" кино и в 1960е это уже редкостью не было.
Рекомендую к просмотру
4/5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#забытое кино от kin0guru