Важнейшей проблемой при развитии СПК является мотивация людей, компаний и сообществ к максимальному вложению собственных материальных, интеллектуальных и творческих усилий в общее социально-полезное дело. Для того, чтобы эта мотивация сохранялась и усиливалась, необходимо применение метода, который позволит определять и стимулировать вклад каждого участника кооперации. Таким методом является экономика заслуг, в которой социальная полезность определяется социально-ответственными гражданами. Экономика заслуг основывается на трех основных принципах, которые упомянуты выше и здесь обсуждаются подробнее):
* Чем больше человек делает для общества, тем больше получает взамен. Успех человека в жизни должен зависеть от его общественно-признанных заслуг.
* Заслуги человека должны определяться общественной оценкой.
* Право давать общественную оценку должны иметь социально-ответственные граждане.
* Социальная ответственность может быть реализована в виде рабочего времени, вклада продуктами и деньгами в проект.
Право голоса в системе СПК получат те люди, которые сделали свой вклад в ее процветание. И количество голосов должно зависеть от этого вклада и его общественной оценки.
В СПК соединяются ресурсы, которые вносят люди, и социальные проекты, нуждающиеся в ресурсах. Экономика заслуг, на которой основана СПК, дает преимущество тем, кто получает поддержку своей деятельности у других людей, кто показал свою готовность и способность трудиться для блага окружающих. Это благо с помощью экономики заслуг может быть понято и даже исчислено на основе прозрачных и понятных принципов.
СПК позволяет энергичным, креативным людям создать площадку для предъявления результатов своей общественно-полезной деятельности. На этой площадке, которая может иметь форму сайта или интернет-платформы, будут сотрудничать носители общественной активности; обладатели материальных ресурсов, творческие люди, которые ищут ресурсы для реализации своих идей и начинаний и социально-ответственная часть общества, которая способна компетентно и конструктивно оценивать работу по улучшению жизни на уровне двора, улицы, микрорайона, населенного пункта.
Основные социальные агенты СПК:
- Носители общественной активности - участники НКО, социальные предприниматели или просто активные люди, готовые делать добро другим;
- Обладатели денежных средств и материальных ресурсов - предприниматели, заинтересованные в улучшении своей репутации, в высоком социальном эффекте своей деятельности и новых возможностях, которые предоставляет союз с общественностью;
- Творческие люди, которые ищут ресурсы для реализации своих идей и начинаний;
- Социально-ответственная часть общества, прежде всего средний класс, который способен компетентно и конструктивно оценивать работу по улучшению нашей жизни на уровне двора, улицы, микрорайона, населенного пункта;
- Государственные органы власти и органы местного самоуправления.
Формой организации сотрудничества этих сил мы видим социальные союзы, организующие систему рейтингования социальных проектов на основе экономики заслуг. Они создают площадку для выдвижения проектов, формируют экспертную среду, обеспечивают экспертизу и общественную оценку результатов социально-полезной деятельности.
Социальные союзы формируются на территориальных, профессиональных, общественных (по направлениям) началах. Эти союзы формируются из местных и профессиональных сообществ, НКО, социально-ориентированных компаний, социально-ответственных компаний и социальных предпринимателей. В Социальные союзы будут входить общественные и коммерческие организации, а также люди, которые готовы внести в общее дело свои ресурсы и участвовать в ответственном принятии решений. Вес каждого участника будет зависеть от накопленных заслуг и вкладов. Социальные союзы станут основой гражданского общества, которое преследует конструктивные, а не разрушительные цели. Они станут основным партнером государства в решении социальных проблем, системой самоорганизации общества. Включившись в сложные взаимоотношения между государством и бизнесом, третий сектор сможет отрегулировать социальную систему с помощью логики заслуг. Это позволит решить множество проблем, включая защиту внутренних рынков, молодежную занятость, разгрузку государственного аппарата от части ответственности, которую смогут разделить с ним социальные союзы.
Мы предлагаем платформу, на которую человек может прийти и сказать: «Люди, что вам нужно от меня, чтоб вы дали мне то, что хочу я». Это позволяет выстраивать социальный рынок, определяющий при помощи социального эквивалента объем индивидуального вклада человека и организации. На этом рынке действует репутационное принуждение, которое по своему характеру мягче принуждения финансового и административного, что, как мы видели, соответствует историческим задачам, которые стоят перед Россией и человечеством.
Это – следующий этап освобождения человека. На всех предыдущих этапах, человек был зависим, и всегда знал, от чего он зависит. Мы предлагаем систему отношений, которая предполагает гораздо большую степень свободы и социальной устойчивости. Но важно понимать, что если, пространство свободы расширяется, то и пространство ответственности расширяется.
Механизм Экономики заслуг
Итак, рассмотрим, как конкретно может работать экономика заслуг.
Главное в этом процессе – обретение и расходование заслуг, которое осуществляется в соответствии с определенным алгоритмом.
Заслуга - это признанная сообществом полезность свершений и деятельности, а также сами действия и свершения, достойные уважения, высокой оценки и признательности со стороны других людей и общества в целом. В системе Экономики заслуг «Заслуга» – это единица оценки пользы деятельности участника СПК Социального Союза или конкретного проекта участниками СПК;
- инструмент выражения мнения и поддержки конкретного проекта;
- инструмент влияния на принятие общих решений в ходе участия в голосованиях.
Купить Заслуги за деньги НЕЛЬЗЯ! Заслуги можно получить в результате общественного одобрения реализованного проекта.
Как приобрести заслуги:
1. Вступление в структуру СПК (социальный союз, банк заслуг и др.), внесение ресурсов или письменных обещаний предоставить ресурсы (материальные, финансовые, рабочее время).
2. Размещение проекта на интерне-сервисе (www.social-union.ru). Проект должен удовлетворять заранее заявленным на сервисе требованиям оформления, включать: название, цель, сфера проекта (область реализации, целевая аудитория и география); этапы и контакты ответственного за каждый этап проекта; медиа карта проекта (фото, видео ссылки); ресурсы, необходимые для его реализации (деньги, время специалистов, товарно-материальные ценности), условия распределения Заслуг, полученных в итоге осуществления проекта. Проект проходит предварительную модерацию на корректность заполнения требуемых форм, которая носит формальный характер.
3. Обсуждение проекта экспертами и участниками СПК.
4. Голосование за проект членов соответствующих Социальных Союзов (в зависимости от того, какой масштаб проекта заявлен авторами). Первоначально голосование проводится по принципу «один человек – один голос», но по мере получения участниками СПК заслуг голосование может производиться этими заслугами в соотношении 1 заслуга – 1 голос.
5. Выделение ресурсов проектам, набравшим достаточное количество голосов для получения требуемых ресурсов.
6. Реализация проекта.
7. Оценка факта и качества его исполнения экспертным сообществом.
8. Оценка качества его исполнения голосованием заинтересованных членов соответствующих союзов за и против.
9. В случае успешного исполнения проекта получение им Заслуг пропорционально превышению количества позитивных голосов над негативными.
10. Распределение Заслуг между участниками проекта в соответствии с их предварительным соглашением (участники проекта получают Заслуги за вложенные ресурсы, время, денежные средства, вложенные в проект).
При этом количество голосов участников может быть связано с вложенными усилиями (1 час – 1 голос) и ресурсами (1 товар – 1 голос).
После анонсирования о готовности передать товар/услугу начисляются дополнительные голоса. После фактической передачи товара/услуги в одобренный сообществом проект и после его реализации происходит начисление заслуг в соответствии с условиями распределения заслуг в проекте.
Как потратить заслуги:
1. Направить на поддержку проектов, созданных самостоятельно или в поддержку проектов, созданных другими авторами.
2. Приобретение скидок, услуг, товаров других участников.
3. Вложение заслуг в проекты других участников.
4. Голосование «за» и «против» проекта после его завершения.
5. Доступ к специализированным тендерам.
Потратив заслуги на поддержку проектов, участник СПК увеличивает свой рейтинг. Число заслуг, потраченных человеком на голосование и вложенное в проекты, фиксируется в его индивидуальном рейтинге. Участники с наибольшими рейтингами входят в экспертные (попечительские) советы социальных союзов.
Таким образом, предлагаются несложные правила обмена общественного признания на ресурсы и влияние. Экономика заслуг делает «невидимую руку рынка» видимой, отношения между производителями и потребителями заслуг – прозрачными и понятными. Она восстанавливает систему доверия между ними. А ведь именно кризис доверия стал одной из важнейших причин кризиса 2008 г., последствия которого до сих пор не преодолены. В современной экономике глобального рынка преуспевание и неудача проектов является результатом закрытых психологических процессов, которые происходят в своего рода «черном ящике». СПК предлагает принцип «прозрачного ящика», где открытое голосование позволяет людям выражать свое отношение к экономическим процессам и мотивировать свои решения, чтобы позволить инициаторам проектов скорректировать свои не самые удачные решения и развивать удачные. Деньги – это косвенное отображение психологических процессов, а голосование – прямое.
Соединение экономики и голосования заслугами позволит «закоротить» и направить на пользу людям еще один поток ресурсов, который сегодня является возможностью бессмысленных трат. Это – затратные политические пиар-кампании, при которых соревнование происходит между искусственно созданными образами известных людей. Потенциал пиара должен быть развернут на соревнование конструктивных проектов за вовлечение в них активных людей и носителей ресурсов. Ложный, манипулятивный пиар при этом потеряет своё нынешнее значение, так как результаты проектов будут оцениваться людьми, которые соприкоснулись с ними практически, знают о них не понаслышке.
Экономика заслуг не заменяет, а дополняет и системно связывает традиционные для третьего сектора формы благотворительности и социальной деятельности (фонды, социальные предприниматели, НКО, формальные и неформальные молодежные группы и движения, социально активные индивидуалы). Для системной интеграции третьего сектора и повышения его связности с социально ответственными представителями бизнеса и государства экономика заслуг развивает современные сетевые социальные технологии, связанные с массовой самодеятельностью людей и сообществ. Это значительно расширяет направления социальной деятельности, повышает ее уровень и эффективность, поскольку новые социальные технологии:
– выявляют и включают в социальную деятельность и экономику в целом новые, не учитываемые или недостаточно учитываемые стандартным образом ресурсы;
– за счет системности позволяют добиться синергии разных компонент и участников социальной деятельности (от активных индивидов и НКО до социальных предпринимателей и социально ответственного бизнеса);
– за счет дополнительных, нетрадиционных средств материального поощрения позволяют повысить профессионализацию и эффективность труда социальных активистов;
– в силу сетевого, самодеятельного характера производят постепенный культурный сдвиг в обществе, выявляют подлинный масштаб просоциальной деятельности, повышают социальную и экономическую отдачу позитивных ценностей, уровень признания и достоинства участников позитивной деятельности, уровень доверия в обществе в целом.
Руководствуясь принципами экономики заслуг:
– покупатель выбирает продукцию социально ответственных производителей;
– производитель предоставляет скидку на свои товары и услуги социально активным покупателям (например, волонтерам);
– сотрудник корпорации при заключении контрактов отдает предпочтения социально ответственным компаниям;
– банкир выдает кредит на льготных условиях предпринимателям, заботящимся об обществе;
– чиновник выбирает социально ответственные предприятия для выполнения госзаказов, и т.д.
Экономика заслуг позволяет на основе единой логики «оцифровывать» такие прежде «таинственные», но очень важные факторы экономического процесса, как репутация, доверие, признание. Если в существующей рыночной экономике эти факторы являются косвенным ресурсом, то экономика заслуг делает их прямым, направляя эту энергию на понятное разным социальным слоям общественное благо.
СПК создает площадку для самореализации наиболее талантливых, но не за счет, а в кооперации с другими людьми, которые тоже получают пользу от успеха других.