В январе 2021года были опубликованы перспективные модели ЕГЭ по всем предметам, в том числе по обществознанию. Учителя и будущие выпускники были сильно удивлены теми изменениями, которые появились в моделях. Разработчики экзамена заявляют, что перспективные модели лишь проект для обсуждения, но, как показывает опыт, многое из того, что есть в проекте "перекочует" в демоверсию. Полагаю, что вы знакомы с этими моделями, но в контексте моей статьи я буду немного их затрагивать.
Итак, во-первых, задания на проверку знаниевого компонента все же останутся, без этого никуда. Здесь традиционно - вопросы с множественным выбором, на соответствие
Разработчики заданий неоднократно в статьях и выступлениях отмечали, что знания играют важную роль в нашем предмете, а проверить их можно преимущественно заданиями подобных типов, поэтому, думаю в этой части, ЕГЭ не претерпит изменений, по крайней мере в 2022году.
Во-вторых, работа с анализом текста. Конечно, она останется, но представляется мне, что она сильно усложнится. В какую сторону произойдут изменения? В сторону понимания текста, его смысла, а не просто содержания текста. Так что работать нужно не со словами-маячками, а со смысловым чтением. Кстати, об этом я рассказывала в одной из своих статей. При этом, если проанализировать сборники заданий последних лет (я говорю о сборниках разработчиков ФИПИ - 30 вариантов), то можно заметить, что смещение тем текстов происходит больше в сторону политики, экономики и права, поэтому стоит сосредоточиться на работе с текстами этой тематики. Лишь малая часть текстов приходится на темы: социальные отношения, человек и общество.
В-третьих, разработчики говорят о том, что изменения будут практикоориентированными, иными словами - ближе к будущей профессии выпускника. Это мы с вами увидели в привычных заданиях на анализ статистики и графика - они стали открытыми, без вариантов ответа.
В своей статье в журнале "Педагогические измерения" О.А. Котова, Т.Е. Лискова отметили, что при работе со статистикой нужно выходить за рамки самого исследования и предлагать учащимся решать практические задачи по теме опроса. Вот вариант, который они предлагают в журнале "Педагогические измерения"
Обратите внимание на вопрос №3. Именно он позволяет выйти за рамки опроса и проявить креативность. Мое предположение, что задания со статистикой будут направлены в сторону создания учащимися некоего "мини-проекта" с "мини-продуктом", то есть задания будут становится все более творческими. Работу со статистикой я описала в одной из своих статей.
Тоже самое касается и задания с анализом графика - отсутствие вариантов ответа и задача описать ситуацию самому. Полагаю, что данное задание будет усложняться также в сторону создания творческого текста, например, дать советы покупателям / производителям или предположить, какую политику лучше проводить правительству в определенной ситуации и пр.
Традиционное задание-задача становится все более интегративным, включает в себя вопросы не только в рамках блока, а даже в рамках нескольких блоков тем.
Опять же обратимся к разработчикам ЕГЭ по обществознанию: задание - задача может содержать в себе проблему/описание ситуации, так или иначе она требует разрешения при помощи знаний, полученных из курса обществознания. И методисты ФИПИ отсылают нас к учебникам и... та-дам!! - тетрадям-тренажерам под их редакцией. Об этих тетрадях я уже писала в своей статье, но что хочу сказать здесь: тетрадь-тренажер за 9 класс можно использовать персонально учителю (чтобы не закупаться всем классом, так как это может неодобряться родителями, администрацией школы, а также тетрадей нового формата еще нет для старшей школы), брать подобные задачи -- расширять их вопросами за курс 10-11 класса и формировать ту самую функциональную грамотность у школьников, о которой говорят разработчики ЕГЭ. Старайтесь создавать такие задачи по каждой теме, включать в них побольше практической деятельности.
Посмотрите на что ссылаются методисты ФИПИ в своей статье - Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1972. — С. 20.
Что касается одного из самых сложных заданий - сочинения, то, как вы заметили, оно интегрировано в план.
Меня терзают сомнения относительно того, что это задание оставят в подобной форме, так как профессиональное сообщество выражает недовольство и непонимание. В любом случае, от плана учащимся никуда не уйти - эта форма работы останется однозначно, также как и сочинение. Только остается открытым вопрос: будут ли школьники писать сочинение по заданной цитате / проблеме (проблемной ситуации как вариант) или же будут формулировать тему самостоятельно? Я больше склоняюсь к первому варианту. Ну что ж, увидим это в августе.
Еще приведу вам памятку от разработчиков ЕГЭ: "Алгоритм написания сочинения"
На этом все! Удачи Вам в работе!
Читайте также по теме
Задания со статистикой: как подготовить учащихся https://zen.yandex.ru/media/id/60001aaa841fd82fbf01a3e1/zadaniia-so-statistikoi-na-ekzamene-po-obscestvoznaniiu-kak-podgotovit-uchascihsia-60a26ea954c8dd215769522f
Готовим к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию: работа с текстом
Учебники по обществознанию под редакцией разработчиков ЕГЭ