Найти тему
My Novel Online

Роадмап #4 План (метод снежинки)

Итак, у вас есть идея и персонажи.

Пришло время воплотить свои задумки в сюжет и перейти к составлению плана. Он поможет проложить путь, по которому вы пройдете от первой до последней страниц своего романа.

Существует много способов планирования сюжета, и на начальном этапе совершенно не обязательно делать это максимально подробно, но определив, как и в какой последовательности будут развиваться события вашей истории, вы сможете лучше видеть общую картину и понять предназначение глав и персонажей.

Без плана риск заблудиться очень высок, а отсутствие структуры часто является причиной, по которой авторы бросают начатые работы на половине пути. Они не знают и не понимают, куда идут, и, следовательно, не могут закончить. Или заканчивают, но с большим количеством сюжетных дыр и несоответствий, сбивающих с толку и плохо связанных между собой.

На этапе планирования вы можете заметить, что ваша изначальная идея меняется. Это нормально, а в некоторых случаях даже полезно. Изменения могут показаться слишком серьезными, но если вы чувствуете, что смена курса положительно повлияет на вашу историю, доверьтесь интуиции и посмотрите, куда она приведет вас. В конце концов, именно для этого и нужен план: чтобы увидеть в сюжете слабые и сильные стороны, определить, кто из персонажей или сцен полезен для развития истории, а что можно исключить без потери смысла.

Любой роман можно разбить на главы, действия, последовательности, но по своей сути история состоит из одного основного вида единиц - сцен. Именно их содержание, предназначение и возможную последовательность стоит обдумать в первую очередь. Здесь мы говорим не о детальном описании каждой сцены, а скорее о быстрых заметках и набросках.

Определите:

🔹 Каким образом сцены развиваются и строятся вокруг вашей идеи?

🔹 Как сцены раскрывают и развивают сюжет и персонажей?

🔹 Как они вписываются в сюжетную арку (последовательность эпизодов в повествовательном произведении искусства, связанных общей сюжетной линией)?

Не расстраивайтесь, если на этапе планирования почувствуете, что ваша история еще не идеальна. Именно это чувство поможет вам заранее обнаружить и исправить слепые пятна и недостатки в вашем сюжете.

Если вы испытываете сложности с тем, чтобы начать, попробуйте воспользоваться этими методами:

🔸 Палаточный столб (Tent Pole). Суть этого метода заключается в том, что вы подробно описываете несколько ключевых точек сюжета, которые будут поддерживать историю так же, как опорные столбы удерживают натянутый тент или палатку. Разделы между ними могут быть не детализированными, но ключевые проработанные сцены дадут нужный фокус, когда вы будете писать от одного “столба” к другому. Таким образом, у вас будут основные моменты и много творческой свободы при заполнении промежутков между ними.

🔸 Хронологический метод. Если вам больше по душе прямолинейное мышление, начните с самого начала и четко следуйте сюжетной арке, планируя одну сцену за другой.

🔸 Метод снежинки. Метод Рэнди Ингермансона, известного коуча в области писательского мастерства, заключается в том, что, имея идею-костяк, мы можем постепенно раскрутить ее, добавляя все новые и новые подробности.

Название метода говорит нам, что он отражает процесс формирования снежинки: сначала внутри облака вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда, и по мере движения по атмосфере он начинает расти и постепенно обретает уникальную структуру. В этом сравнении идея - и есть тот самый маленький кристалл, вокруг которого выстроится ваша история, когда вы добросовестно выполните приведенные ниже шаги.

🔹 Опишите посыл(премис) вашей истории одним предложением. Не акцентируйте пока внимание на именах персонажей, характеристиках, деталях. Лучше уделите внимание тому, кто они и какие препятствия стоят у них на пути. (Пример - “Торнадо уносит молодую девушку в волшебную страну, и она должна отправиться на поиски волшебника, который может помочь ей вернуться домой.”)

🔹 Теперь, когда вы сформулировали свой премис, нужно расширить его до 4-5 предложений, включив в них завязку, конфликт, кульминацию и развязку. Опишите ваш будущий роман одним абзацем.

🔹 Опишите каждого из участников вашей истории, включив следующую информацию:

  • Имя
  • Жизненный путь персонажа (его история кратко)
  • Мотивация (желания и стремления персонажа)
  • Цель (желание и стремление в рамках сюжета)
  • Конфликты и препятствия
  • Развитие (как персонаж изменится в ходе сюжета)
  • Роль в истории

🔹 Краткий синопсис. Используйте второй пункт и каждое из написанных ранее предложений о завязке, конфликте и развязке. Превратите их в самостоятельные абзацы: первый опишет начало вашей истории, второй, третий, четвертый - возможные конфликты, препятствия и кульминацию, а последний объяснит конец истории. Таким образом, должно получиться изложение сюжета длиной примерно в одну страницу.

🔹 Синопсис персонажей. Углубившись в историю персонажей, вы сможете лучше понимать, чем они руководствуются, и как тот или иной персонаж будет вести себя в ходе сюжета. Продумав прошлое героев, напишите синопсис и сюжетные линии персонажей, по одной странице на каждого из главных, и по половине страницы на второстепенных. Здесь нужно определить их роль и путь, влияние на сюжет и, наоборот, влияние сюжета на персонажей. Чем больше вы работаете над ними, “пробуете” их в процессе планирования, проверяете, как они вписываются в историю, тем больше можете замечать, что элементы вашей изначальной задумки меняются. Не бойтесь возвращаться назад на любом этапе планирования и вносить изменения в уже написанные пункты. Лучше сделать это сейчас, чем потратить несметное количество часов на написание книги и в середине понять, что история или персонаж “не работают”.

🔹 Расширенный синопсис. Используйте краткое изложение и сюжетные линии персонажей из предыдущих пунктов, объедините их и напишите синопсис будущего произведения примерно на четырех страницах. Старайтесь не увлекаться описаниями, сконцентрируйтесь на изложении ключевых событий и деталей. На этом этапе вы заметите, как история собирается воедино, ее элементы взаимодействуют друг с другом, и, возможно, вам захочется вернуться назад и что-то исправить.

🔹 Пришло время узнать персонажей еще лучше и составить анкеты на каждого из них, включив в них множество деталей: возраст, внешность, вкусы и предпочтения, стремления, страхи, тип личности, умения, привычки и причуды. Это может показаться слишком трудоемким занятием, но по итогу проработка всех вышеизложенных пунктов сэкономит время, когда вы приступите к написанию первого черновика.

🔹 Составьте список сцен с краткими описаниями, предназначением и последовательностью. В будущем это поможет вам сохранить логику повествования и не допустить сюжетных дыр.

🔹 Расширьте краткие описания сцен из предыдущего пункта до нескольких абзацев, включив в них наброски диалогов, описаний, идей, мыслей и других важных моментов. Обратите особое внимание на предназначение сцены - для чего она нужна в повествовании? Чтобы раскрыть героя? Конфликт? Что-то другое? Если вы не можете определить предназначение сцены, возможно, ее стоит исключить, дополнить или добавить еще одну.

🔹 Когда вы выполнили предыдущие пункты, пора приступить к написанию самой истории. Конечно, остались еще детали, которые придется проработать в процессе создания романа, а что-то вам захочется изменить. Но теперь у вас есть четкий план, и вам будет намного проще следовать курсу и дойти до самого конца.

-2