Найти в Дзене

Окаянные годы

Не каждое десятилетие начинается и заканчивается строго по календарю. Вот и 90-е годы прошлого века начались лишь 1 января 1992 года – никак не раньше. Правда, закончились они ровно в положенный срок – вечером 31 декабря 1999-го.

Попытки объявить ту историческую эпоху чудесным временем безграничной свободы и огромных возможностей предпринимаются всё чаще, но едва ли они когда-нибудь увенчаются успехом. Впрочем, представлять себе 90-е исключительно по фильмам «Брат», «Бумер» и тем более «Бригада» или «Жмурки» - тоже заблуждение. В частности, какой-нибудь обычный гражданин вполне мог прожить с 1 января 1992 года по 31 декабря 1999-го и не повстречать за всё это время ни одного бандита.

Настоящее лицо 90-х. © Юрий Абрамочкин / РИА Новости
Настоящее лицо 90-х. © Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Подлинным воплощением 90-х были вовсе не «черные бумеры», груженые отморозками, а самые обычные ларьки (иногда их называют «комками», что не есть правильно) и вещевые рынки. И то, и другое так или иначе дожило до наших дней, хотя далеко не в том виде и не в тех масштабах. Я же хочу рассказать не столько об «исторических событиях», сколько о собственных впечатлениях, полученных с 1992 по 1999-й. Возможно, эти впечатления мелки и малоинтересны, но зато они реальны и в какой-то мере тоже отражают «дух времени», в отличие от бравурных речей про «святые девяностые». Итак:

1992: исчезновение газировки

"Канонические" автоматы с газированной водой. В 80-е годы на улицах устанавливали более поздние модели серого цвета.
"Канонические" автоматы с газированной водой. В 80-е годы на улицах устанавливали более поздние модели серого цвета.

Ностальгируя по ушедшему в историю Советскому Союзу, многие сразу же вспоминают автоматы с газированной водой. Увидеть это устройство можно во многих старых фильмах, например, «Операция Ы», «Большая перемена», «Спортлото-82», а также в мультфильме «Ну, погоди». Автоматы, бесспорно, были колоритной деталью городского ландшафта, но у них имелся один значительный недостаток – чтобы выпить воды, нужно было иметь трехкопеечную монету. А разменять деньги удавалось не всегда.

Именно поэтому газировку значительно чаще покупали в небольших киосках, где она продавалась не по три, а по четыре копейки за стакан. В этих же ларьках в 80-е годы иногда торговали жевательной резинкой. Кроме того, агрегат по розливу газированной воды мог быть установлен и вне киоска, просто на улице, а иной раз, наоборот, внутри какого-нибудь гастронома. Правда, для Москвы такие устройства уже в поздние 70-е были нехарактерны, но в "провинции" они прожили гораздо дольше.

Более новой фотографии не нашлось, увы.
Более новой фотографии не нашлось, увы.

Так вот, одним из первых заметных результатов «рыночных реформ» 1992 года стало почему-то полное исчезновение всех торговых точек, где продавали ту самую газировку. Уличные установки просто исчезли. Магазинные перестали работать. А киоски были переоборудованы и стали теми самыми, характерными для 90-х, ларьками по продаже всего, что в голову придет – на прилавках по соседству лежали презервативы, видеокассеты, какие-то китайские игрушки, «сникерсы» и прочие памятные товары.

Наверное, это происходило не сразу, но заметным для меня это стало вдруг, внезапно, просто в первый в том году по-настоящему жаркий день 1992 года. Неожиданно обнаружилось, что утолить жажду абсолютно нечем. Единственное, что могли предложить новые обладатели киосков – это накаленная на солнечных лучах «Фанта», лежавшая на прилавке за стеклом. Холодильниками «мелкие предприниматели» обзавелись лишь через несколько лет.

Что касается трёхкопеечных автоматов, то они перестали работать еще в последний год существования СССР. В 1992 году они всё еще стояли на улицах, но потом (тоже довольно резко) исчезли. Кто и куда их вывез – неизвестно. Ясно, что это была довольно масштабная операция и едва ли дешевая – но кто бы мог подобное оплатить?..

"Продакт-плейсмент" напитка "Байкал" из фильма "Спортлото-82".
"Продакт-плейсмент" напитка "Байкал" из фильма "Спортлото-82".

Таким образом, обычная «уличная» газировка стала одной из первых жертв реставрированного капитализма. Звучит глупо, но это факт. Вскоре, впрочем, за газировкой последовали её более «благородные» родственники – прохладительные напитки, продававшиеся в полулитровых стеклянных бутылках. Самым известным из них был, конечно, «Байкал». Значительно реже упоминаются «Золотистый» и «Лимон-Лайм» - газированные напитки с натуральным соком, появившиеся в продаже где-то в 1986 году и ныне совершенно забытые, хотя по своему качеству и вкусу они превосходили известную уже тогда и продающуюся по сей день «Фанту».

В последний раз мне удалось купить настоящий «Байкал» в 1994 году, причем это было в подземном переходе, близ входа в метро. Все последующие попытки воссоздания этого напитка вызывали у меня только раздражение. Даже вариант из Черноголовки – это не более чем жалкая пародия. Наиболее же отвратительным пойлом оказалась «настоящая советская газировка» (такая вывеска), купленная мною во время ЧМ-2018 в уличной торговой точке. Трудно сказать, в чем тут дело, но нынешние производители, похоже, считают, что вместо того, чтобы придерживаться рецептуры и ГОСТа, лучше растворить в азотной кислоте отходы нефтеперерабатывающего производства и нейтрализовать получившуюся жидкость щелочью.

Разумеется, в 1992-м году происходили куда более скверные и масштабные события, но впечатление от неожиданного исчезновения такого простого и привычного до тех пор элемента повседневной жизни почему-то надолго сохранилось в памяти. И это было только начало…