Найти тему
Время Романовых

Мария Нарышкина. Самая знаменитая фаворитка Александра I.

Император Александр І прославился как один из самых любвеобильных русских правителей. У него была красавица-жена, сводившая с ума поэтов и придворных, и несколько фавориток. Его роман с Марией Нарышкиной был самым длительным и серьезным – они провели вместе 15 лет, за которые Мария родила Александру І троих детей. В одних источниках ее описывают как скромную молчаливую красавицу, в других – как самоуверенную и нагловатую особу. Какой на самом деле была самая блестящая фаворитка Александра І?

Мария была полячкой и происходила из княжеского рода Святополк-Четвертинских. Она рано лишилась родителей. Ее отец Антоний Четвертинский выступал за сближение с Речью Посполитой, за что был растерзан толпой во время восстания Костюшко. Его семья по личному распоряжению Екатерины II была перевезена в Петербург. Мать умерла, когда девочке было 5 лет. Воспитанием ребёнка стала заниматься тетя, славившаяся своей благотворительностью и созданием общества сестёр милосердия.

В 15 лет она стала фрейлиной при российском дворе, в 16 ее выдали замуж за князя Нарышкина, одного из богатейших вельмож того времени. Жили они с чрезвычайной роскошью, очень открыто, принимали у себя весь столичный свет, давали блестящие праздники и балы. Любопытно, что на всех этих мероприятиях Мария неизменно появлялась в скромном платье и вела себя тихо, опустив глаза в пол.

Она по праву считалась одной из первых красавиц при дворе, в этом не сомневался никто. Говорили, что она была «настолько совершенна, что казалась невозможной, неестественной». «Скажи ей, что она ангел, — писал Кутузов о Марии Антоновне жене, — и что если я боготворю женщин, то для того только, что она — сего пола; а если б она мужчиной была, тогда бы все женщины были мне равнодушны». К сожалению, ее портретов сохранилось не так много, и судить мы можем лишь по письменным описаниям.

О нравственных же качествах Нарышкиной ходили разные слухи. По утверждениям одних современников, она была молчалива, спокойна, сдержана, добра и тактична. В других источниках ее характеризуют как самоуверенную и нагловатую барышню. Императрица Елизавета Алексеевна была возмущена ее поведением однажды на балу и жаловалась в письме своей матери: «Для такого поступка надо обладать бесстыдством, какого я и вообразить не могла. Это произошло на балу. Я говорила с ней, как со всеми прочими, спросила о её здоровье, она пожаловалась на недомогание: «По-моему, я беременна»… Она прекрасно знала, что мне небезызвестно, от кого она могла быть беременна». Ведь известно, что сама императрица так и не смогла подарить Александру наследника.

-2

Они познакомились ещё в те годы, когда Александр был цесаревичем, в 1801 году. Произошло это во время одного из балов, где Нарышкина присутствовала в качестве фрейлины Елизаветы Алексеевны. Мария была не первой его фавориткой, но именно ее многие называют единственной сильной страстью Александра І. Все его предыдущие романы были кратковременны, а этот продлился 15 лет. Их отношения вылились в подобие второй семьи. А ее сестра имела такие же отношения с младшим братом императора Константином.

Александр не скрывал этой связи, от чего все сильнее страдала его законная супруга. Молча терпел и муж Нарышкиной, понимая, что тягаться с императором точно не в его силах, и мирясь с неофициальным званием «великого мастера масонской ложи рогоносцев». А Александр все сильнее подливал масла в огонь, вернувшись, например, после Аустерлица не во дворец, а первым делом к любовнице. Мать Елизаветы Алексеевны в одном из писем к ней оставила следующие строки: «Поведение вашего супруга возмутительно, особенно маленькие обеды с этой тварью, в собственном кабинете, рядом с вами». Все остальные, казалось, привыкли к такому положению дел за долгие годы и особого удивления не выказывали.

Мария Антоновна была равнодушна к государственным делам. Известны, однако, случаи, когда фаворитка доводила до государя просьбы и ходатайства частных лиц. Злые языки, конечно, поговаривали, что именно Нарышкина приложила руку к принятию конституции Польши, к которой она всегда относилась как к своей настоящей родине. Но подтверждений у этих домыслов нет.

При этом у Марии имелся салон, где главным правилом общения была свобода. Разрешалось вольно говорить обо всём и обо всех, даже о самых высоких чинах государства.

Под конец Мария стала, видимо, тяготиться своим исключительным положением и порождаемыми им слухами. Она, как говорили, «сама порвала ту связь, которую не умела ценить». До императора доходили слухи, что Мария проводила время «то с князем Гагариным, высланным за это за границу, то с генерал-адъютантом графом Ожаровским, а потом и с множеством других ветреников и волокит». Единственного сына Марии приписывают князю Гагарину. Александр, конечно, ревновал, особенно в молодые годы, но открыть конфликтов не начинал, лишь отсылал поклонников своей возлюбленной подальше от двора, а ещё лучше - из Петербурга. Хотя, по другой версии, Александр был слеп к неверности женщины: так однажды он якобы застал Нарышкину все с тем же адъютантом Ожаровским, но она сумела убедить государя, что ничего не было, и он поверил.

У Марии Нарышкиной было 6 детей, 3 из них умерли в младенчестве. Официально все считались детьми ее законного супруга, хотя ни для кого не было секретом, что отцом троих из них был император. Несмотря на это, официально их признать Александр так и не решился. Говорили, что он не уверен до конца, что дети действительно от него, однако относился к ним со всем возможным теплом и брал на себя финансовые обязательства. В 1824 году в возрасте 16 лет скончалась дочь Марии и Александра І Софья, что сразило обоих родителей и повлияло на их взаимоотношения. Через год Александр I скончался, до конца своих дней тяжело переживая эту утрату.

После прекращения любовной связи с императором Мария Антоновна не потеряла его благосклонность, но уехала в 1813 году из России и проживала большей частью в Европе.

В 1835 году Нарышкина поселилась с мужем в Одессе. С этого времени в её жизни начинает играть заметную роль бывший флигель-адъютант Брозин. По некоторым сведениям, овдовев в 1838 году, Нарышкина вышла замуж за этого генерала, чем вызвала недовольство императора Николая I. Последние годы своей жизни она провела с Брозиным за границей.

Мария Нарышкина прожила до 75 лет, по одним сведениям, в ее жизни было еще немало любовных приключений, по другим – она почти год провела среди послушниц монастыря.