2021 год — очень символичный для еврейской религиозной общины Томска
Ровно 90 лет назад в Томске по причинам идеологического характера состоялось последнее в советском периоде истории иудейское богослужение. Проходило оно в стенах так называемой Cолдатской синагоги. А еще: десять лет назад на фасаде аварийного здания, подлежащего сносу, историки обнаружили звезду Давида. Это послужило отправной точкой для поиска информации о вышеупомянутом строении по пр. Фрунзе, 15. Через год будут подготовлены документы, доказывающие, что это бывшая Cолдатская синагога — последняя из сохранившихся деревянных кантонистских в Сибири. И в 2012 г. силами учреждений по охране памятников здание становится объектом культурного наследия регионального значения.
Сила веры
Немного углубимся в прошлое. Самая старая синагога Сибири находится в Иркутске, ей более 200 лет. В Томске Хоральная синагога была построена из дерева на средства купцовевреев в 1850 г. Но в 1902-м по инициативе и при щедром финансовом вливании Ильи Леонтьевича (Илиокума Вульфовича) Фуксмана — купца первой гильдии, томского предпринимателя и общественного деятеля, на ее месте возвели двухэтажное кирпичное здание.
К сожалению, не сохранилось для истории имени зодчего, но одно можно сказать точно: архитектор обладал прекрасным вкусом, ведь эклектика, как стиль, требует отменного видения сочетания элементов.
О Фуксмане можно рассказывать и рассказывать — на его же средства в 1896 г. построили деревянное здание еврейского училища, которое в 1911-м возвели по-новой, уже в кирпиче (ныне школа № 5 на ул. Октябрьской, 25). Также Илья Леонтьевич состоял членом комитета по строительству здания Общественного собрания Томска (Дома офицеров)…
Второй еврейский приход выглядел более скромно — одноэтажный, деревянный, — он стоял близ сегодняшней ул. Беленца. В 1959 г. дом снесли.
Третий возник на средства военных. И вот как это было.
Еще при императоре Павле I, в 1805 г. появились гарнизонные школы при военных частях, названные на прусский манер кантонистскими, где малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, также обязанные к военной службе, проходили обучение общеобразовательным (как сказали бы сейчас) дисциплинам. Условия содержания в этих учебных заведениях были, конечно, отнюдь не райскими.
Лет в 18-20 выпускников забирали в ряды русской армии, а поскольку военные кампании тогда велись регулярно, то далеко не все кантонисты доживали до окончания службы. Однако и среди них были отдельные личности, умудрявшиеся получить офицерское звание, а с ним — и дворянский титул с соответствующей пенсией и небольшим единовременным денежным довольствием. Кроме того, всем отслужившим, независимо от звания, разрешалось селиться по своему усмотрению, где угодно. Солидная привилегия для общества с действующим крепостным правом.
Евреев в кантонисты начали забирать в августе 1827 г., при Николае I. Согласно указу государяимператора о воинской повинности для евреев, мальчиков брали в рекруты, и после окончания обучения им предстояло служить 25 лет, как и всем остальным. Специально для них текст присяги составили на иврите и идише. При этом новобранцы надевали молитвенные покрывала, находясь перед ковчегом в присутствии представителей еврейской религиозной общины и гражданских лиц. А по завершении церемонии трубили в шофар (еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного).
Известны случаи грубого обращения с детьмиевреями и принуждения их к принятию православия. Некоторые из них во взрослом возрасте возвращались в иудаизм, но для этого необходимо было получить особое разрешение православной церкви. Иногда на ожидания уходили годы и годы…
Большинство кантонистов по выходу на заслуженный отдых селились на юге России, Украине, территориях Бессарабии, принадлежавших Российской империи. Однако часть военнослужащих одиннадцатого Сибирского линейного батальона осела в Томске, основав вместе с членами своих семей собственную молитвенную общину. При поддержке гражданских евреев здание построили в 1907 г. на месте первой солдатской молитвенной школы (1872), пострадавшей от пожара.
Общественное руководство по строительству возглавил кантонист, один из девяти русских офицеров иудейского происхождения и единственный, достигший капитанского чина, Герцель Янкелевич Цам. Будучи лидером по натуре, капитан Цам и на гражданке отличался по части различных инициатив. Он был активным участником жизни еврейской общины и в 1909 г. даже написал историю возникновения в Томске военномолитвенной солдатской школы.
То есть здание возвели именно как молитвенную школу. Зодчий Андрей Иванович Лангер, родом из Австрии, проживший всю молодость в Европе, создал проект в мавританском стиле, объединявшим готику с типичными чертами арабской архитектуры. Данный стиль несколько столетий подряд был характерен в Европе, особенно, в Испании, именно для синагог. В сочетании с традициями деревянного зодчества получилось оригинально. Здание обращало на себя внимание. Двухэтажное строение с тремя куполами, названное Солдатской синагогой, окончательно было завершено в 1910 г. Именно здесь в 1931 г. прошла последняя религиозная иудейская служба. Хоральная синагога на тот момент уже пару лет как была приспособлена под учреждение культуры.
И звезда с звездою говорит…
Про второй приход известно мало. Открыт был в 1870-е гг., главным образом — на пожертвования купца Каминера, и синагога, соответственно, звалась в народе каминерской. Вот, пожалуй, и все. Зато двум другим повезло куда больше, хотя у обоих храмов закрыли «второй свет», переделав его под второй этаж. В Хоральной синагоге сначала был кинотеатр, в годы войны находилось Белоцерковское военное училище, с 1949 по 1999 гг. располагался Томский областной суд. Когда в конце 1999-го здание передавали еврейской общине в длительное безвозмездное пользование, из внутреннего убранства уцелела только лепная розетка с шестиконечной звездой и карниз. В это же время здесь начали проводить первые богослужения, хотя раввина еще не было.
К счастью, в феврале 1978 г. здание признали объектом культурного наследия регионального значения, но за 70 лет эксплуатации в советскую бытность капитального ремонта не было ни разу. Северная стена начала понемногу отходить и заваливаться, требовала ремонта кровля здания, замены — окна. Еще предстояло «открыть» частично второй этаж, заняться подвалом и сделать многое другое. Почти десять лет ремонтно-реставрационные работы велись на средства спонсоров и прихожан. В 2009 г. Министерство культуры РФ выделило существенное финансирование на ремонт фасада.
8 декабря 2010-го синагога была торжественно открыта вновь. По окончании церемонии во дворе здания заложили первые камни будущего еврейского Центра культурного развития детей и молодежи, где разместятся детский сад, кружки по интересам, будут проходить различные культурные и благотворительные мероприятия. В новом помещении предусмотрен зал на 60 человек, кухня.
Вот так это звучит: коротко и красиво. Но почему именно тогда, на стыке веков, объект был передан общине, почему именно Министерство культуры отпустило деньги на ремонт и реставрацию?
Как говорится, Москва не сразу строилась… Первый правовой шаг в данном направлении был сделан 31 декабря 1991 г., когда президент России Борис Ельцин подписал распоряжение № 135 «О возвращении Русской православной церкви строений и религиозной литературы». 23 апреля 1993 г. Борис Николаевич распорядился относительно передачи «религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», правда, с учетом интересов учреждений науки и культуры. То есть речь уже шла не только о православии.
Затем был разработан правовой механизм и общие принципы передачи зданий в собственность или длительное безвозмездное пользование, но была запрещена передача в собственность религиозным организациям особо ценных объектов культурного наследия.
И лишь в 2004 г. Госдума РФ приняла федеральный закон «О безвозмездной передаче религиозным объединениям в постоянное пользование земель под зданиями культового назначения». В начале двухтысячных годов было решено восстанавливать культовые здания и сооружения за счет федерального бюджета, поскольку государство получило их в хорошем состоянии и должно вернуть в таком же. Объекты культурного наследия попали непосредственно в фокус внимания Министерства культуры РФ.
В общем, на границе столетий возникли законные основания как для передачи зданий, так и для выделения финансирования на проектно-сметную документацию и дальнейшие ремонтнореставрационные работы.
Никто не забыт
Но вернемся к синагогам. Символический ключ от Солдатской синагоги в феврале 2018 г. торжественно передали представители томской мэрии еврейской общине вместе с земельным участком. Там разместится музей, чьи экспонаты поведают об истории евреев в Сибири, кантонистов. Кроме того, сюда принесут свиток Торы, чтобы создать мемориальную синагогу. Объект будет носить не только религиозный, но и историкокультурный, воспитательный, туристический характер.
По Хоральной синагоге община выиграла в 2018 г. федеральный грант на создание проектно-сметной документации для продолжения ремонтно-восстановительных работ. И теперь, в частности, ведется ремонт кровли, замена окон на темно-коричневые, как это было изначально, столетие назад.
В 2020 г. Центр по охране памятников подготовил документы для Министерства культуры РФ по обоим объектам, благодаря чему поступили необходимые средства: около 16 млн рублей — на ремонт Хоральной синагоги и 5 млн рублей — на проектно-сметную документацию по Солдатской. Надеемся, летом проект успешно пройдет экспертизу, и можно будет запросить финансирование на восстановление и реставрацию этого уникального деревянного здания. И верим, что историкокультурное наследие сохранится для будущих поколений людей, независимо от их национальной принадлежности.
Татьяна Нараева