Социально-экономическое благополучие государства обуславливается многими факторами, в числе них есть и охваченность работами сельскохозяйственных угодий, грамотное аграрное возделывание их и экономическая отдача от этого процесса. Даже поверхностный мониторинг заброшенных почв сельскохозяйственного назначения показывает всю остроту проблемы в странах Евразийского экономического союза.
Эта проблема возникла не вчера. В далеком уже июне 1992 года на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро была принята Повестка дня на XXI век. В разделе II, в частности, говорилось о рациональном использовании уязвимых экосистем – борьбе с опустыниванием и засухой. С течением времени к ней присоединились все страны, включая входящие ныне в ЕАЭС. Рекомендации международной организации выполняются по мере сил и возможностей, но не всегда результативно.
Казахстан: с пониманием проблемы и планами на будущее
Заброшенные земли в Республике Казахстан теперь выявляют посредством дистанционного зондирования Земли. Новые технологии мониторинга позволили за период 2018-2019 гг. выявить свыше 37 тыс. неиспользуемых участков земли площадью 9,6 млн га. Специалисты подсчитали, что их кадастровая стоимость равна примерно 700 млрд тенге. Генеральная прокуратура РК проявила инициативу и настойчивость, начав в 2016 году реализацию амбициозного проекта «Земля по Закону – прекратим массовый самозахват». В республике распространён данный вид нарушения земельных законов, которые направлены против самовольного захвата земель сельскохозяйственного назначения. Использование космического наблюдения позволило Генпрокуратуре чаще и эффективнее пресекать подобные нарушения. К сегодняшнему дню в государственный оборот возвратили уже более 12 тыс. земельных участков, площадь которых составляет 6 млн га, суммарная стоимость которых составляет более 150 млрд тенге.
Усиление мониторинга и привлечение ГП к вполне себе хозяйственному сектору вызваны насущной необходимостью, природный фактор сложности условий для земледелия усугубляется деятельностью человека. Еще два года назад один из авторов «Ритма Евразии» с тревогой писал о том, как от неразумных промышленных и добывающих инициатив почвы приходят в негодность. «Что касается Казахстана, то на западе республики значительные территории залиты нефтью, вокруг рудных месторождений на востоке и севере страны – карьеры, отвалы и терриконы, в Приаралье засолено 60% почвы. Много потерявшей плодородие деградированной земли в центральной части. Наибольший удельный вес деградированных земель приходится на Алматинскую, Атыраускую, Жамбылскую, Туркестанскую области», − говорилось в статье. К сожалению, две трети казахстанских земель в настоящее время непригодны для ведения сельского хозяйства вообще.
Конечно, власти страны не остаются в стороне от проблемы, 6 лет назад приняты Стратегические меры по борьбе с опустыниванием до 2025 года, предусмотренные в рамках проекта ГЭФ-ПРООН «Оказание поддержки в обновлении Национального плана действий, а также в процессе отчетности и обзора результативности деятельности в рамках реализации конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в Казахстане». Но помогают пока эти меры слабо. Может, космический мониторинг будет эффективнее способствовать осуществлению принятых мер.
В благополучной Белоруссии тоже не без «заброшек»
Хотя Белоруссию можно смело выделять как более благополучное в плане сельского хозяйства государство, но и здесь имеются свои издержки. Если сельскохозяйственные угодья здесь пустынными и невостребованными не назовёшь, то в достаточном количестве присутствуют заброшенные заводы и остановленные производства, пустующие военные базы, которые с советских времён не используются, но огромные пространства занимают. Взять хотя бы Новополоцкий завод БВК (биохимический завод), который ранее был одним из крупнейших в группе из восьми построенных по аналогичным проектам производств. В советское время это была важная опытная площадка под инновационную микробиологическую промышленность.
Значимой проблемой Белоруссии являются зоны радиоактивного загрязнения после аварии на Чернобыльской АЭС. Поражённые радиацией почвы пустуют и естественным образом освобождаются от радионуклидов, но очень медленно.
Россия объявила борьбу заброшенным землям на федеральном уровне
Власти Российской Федерации активно обсуждают задачу возвращения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения. Территория страны велика, а заселенность неравномерна, потому возникает проблема невостребованных участков. В первые числа февраля текущего года Владимир Путин поручил правительству решить вопрос с их статусом.
Проблема актуальна, с идеями по её решению выступают не только федеральные власти, но и администрации регионов. Достаточно вспомнить программу дальневосточного гектара, это один из самых перспективных проектов по решению проблемы пустующих земель. В декабре 2019 г. вопрос пустующих угодий рассматривал на своем заседании Госсовет России.
На том заседании российский лидер дал поручение Кабинету министров РФ упростить законодательство настолько, чтобы ускорить возврат к обрабатыванию угодий в долевой собственности и утвердить государственную программу «эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации».
Согласно поручениям, к концу 2030 года 12 млн га сельскохозяйственных земель должны быть вовлечены в оборот. Такие темпы позволят обеспечить внутренний спрос на продукты, которых пока производится мало, а также увеличить экспорт. Правда, эксперты рекомендуют применять точечный ввод земель в оборот только там, где сельские территории требуют развития и климатические условия позволят получить наиболее ощутимый результат жителям и предпринимателям-аграриям. Вместе с сопутствующими мерами, как предполагают специалисты, эти меры помогут увеличить рост производства и экспорта продукции АПК практически вдвое – до $45 млрд.
Сельское хозяйство Киргизии – перманентный кризис
Фермеры и независимые эксперты аграрного сектора в унисон заявляют о неэффективной многолетней работе Министерства сельского хозяйства КР. Это ведомство за 30 лет так и не смогло адаптироваться к принципам рыночной экономики, полностью разрушив старую плановую. Министерство за все годы не смогло обеспечить фермерам ни возможности реализовать выращенную продукцию, ни вменяемые условия кредитования.
В свете подобных проблем вопрос заброшенных земель формируется под натиском естественных факторов и административных рычагов. Без применения новых подходов и помощи смежных ведомств аграрный сектор упустит и ещё действующие пока механизмы.
Давно пора проанализировать, какие именно сельскохозяйственные продукты страна может дать на мировой рынок в плане экспортных поставок. Ведь какие-то продукты могут производиться только в Киргизии или здесь они стоят на порядок дешевле. Как отметил в интервью журналистам Sputnik бывший глава министерства сельского хозяйства Тилек Токтогазиев: «В конце концов мы должны превратить Кыргызстан из сырьевого придатка соседей в международный производственный хаб».
Но пока что амбициозные планы натыкаются на глубокий политический и экономический кризис.
Армения нуждается в механизме арендования сельхозземель
Поскольку Армения испытывает регулярно политический и экономический кризисы, то говорить о стабильной работе сельского хозяйства не приходится. Власти стремятся внедрить в действие новый механизм арендования сельскохозяйственных земель, которые не возделывают сами собственники. Он должен помочь коренным образом изменить взаимодействие сельчан и представителей агробизнеса. Касается данная инициатива, прежде всего, заброшенных земель.
В Министерстве сельского хозяйства РА отметили, что значительная часть земельного фонда страны не используется. Причём многие владельцы фермерских хозяйств уехали за границу. Многие считают невыгодным обрабатывание своей земли, которое не даёт им большой прибыли. В свете такого пренебрежения страна страдает от нехватки ряда сельскохозяйственных продуктов.
Власти предлагают брать в аренду пустующие земли у собственника и передавать её тем, кто желает работать в агросфере. Собственник будет получать определённую плату за аренду, размер которой будет установлена по областям страны и категориям земли.
Важной проблемой остаётся сильная раздробленность земельных участков. Фермеры иногда владеют площадью в 0,3-0,4 га. Это создаёт неудобство для желающих купить, например, сразу 20 га под крупный проект. Такому будущему владельцу приходится договариваться с десятками фермеров. В результате много земли остаётся пустовать из-за подобных казусов.
* * *
Очевидно, что вопрос земель-«заброшек» в ЕАЭС стоит остро. Страны-участницы не преуспели в его решении, хотя нет тех, кто бы не понимал важность вовлечения всех сельхозугодий в оборот.
Оригинал статьи размещен здесь