История 1: Мама, папа, дочь: мама дома занимается домашними делами, папа работает 6 дней в неделю, дочка учится в школе. Воскресный выходной вся семья проводит вместе за отдыхом (велопрогулки/театр/пешые прогулки в парке и т.п.). Супруги друг в друге души не чают, дочь во всех домашних делах помогает взрослым: мир да лад, идилия! Сказка? Очень-очень редко, но такая сказка встречается в реальной жизни в настоящее время. Мне знакомы персонажи.
Но так ли хорошо вырасти ребёнку в "сказке"?
История 2: Мама, папа, сын и дочь. Оба родителя работают 5дней в неделю, сын успешно занимается спортом (лёгкой атлетикой), дочь после школы занимается домашними делами. В семье царит любовь, доброта, взаимопомощь и взаимоуважение. Родители сами определили на какую профессию должна идти учиться их дочь. Дочь беспрекословно послушалась и с хорошими оценками окончила высшее проф.обучение, а после знакомые семьи сразу её устроили на работу в бюджетное учреждение. Идилия.
Дочерям из обеих семей родители никаких плохих историй из жизни не рассказывали, дочери почитали родителей и все их рекомендации выполняли беспрекословно. Выросли красавицами: стройная фигура и симпатичное личико; умницами и отличными хозяйками. За всю свою несовершенолетнюю жизнь общались с противоположным полом только на учёбе, никаких (даже платонических) отношений с юношами не заводили.
В 20летнем возрасте каждая девица вышла замуж, и ...?
Дитя 2й истории была выдана замуж родителями за юношу, которого они сами подискали (сын их приятелей). Граммотный и добропорядочный молодой человек. Во вновь образовавшейся семье родился сын. И семья благополучно живёт по настоящее время (уже 10лет). Женщина не работает, занимается только своей семьёй, с мужем в споры не вступает-сказал он ей заниматься с сыном дошкольником английским языком три часа в день (плюс тренировки по плаванию и ещё несколько кружков) она и занимается. Сын так же берёт пример с матери в бесспорном согласии с отцом и везде успешно занимается. А отец семьи много работает и полностью обеспечивает финансовое благополучие семьи. Все живут спокойно и радостно!
Девица из 1й истории вышла замуж за юношу, с которым познакомилась сама в кругу общих знакомых. Молодой человек её обворожил своими рассказами об их воображаемом прекрасном будующем (как он успешно реализует свои замыслы, станет уважаемым начальником и материально обеспеченным человеком). Девушка поверила и привела его знакомиться со своими родителями после того, как они подали заявление в ЗАГС. Идут годы... в этой семье родился третий ребёнок, а мужнина ни одна грандиозная идея не привела его к успеху; муж только продолжал говорить высокие слова и косвенно принижал свою супругу. После рождения третьего ребёнка супруг собрал свои вещи и ушёл из семьи к другой "внезапнообретённой настоящей любви", напоследок сказав бывшей супруге: "Посмотрю я как ты вся такая идеальная проживёшь без меня с тремя-то пацанами!" И ушёл, ни одной копейки аллиментов от него не поступило до сих пор. И как Вы думаете справилась ли женщина? Она молодец: окончила курсы по подготовке бухгалтеров (её мама помогала ей с детьми), устроилась на работу на завод и доработала до должности- Главный бухгалтер. Сейчас работает, встречается с добропорядочным холостым мужчиной и воспитывает сыновей. Ей, конечно, тяжелова-то (много работы на работе и дома), но она неспешно и главное СПОКОЙНО проживает жизнь. Как-то она задала вопрос про бывшего муженька:"И как я поверила его словам? Ведь дел-то не было никаких, одни слова. А я поверила". Ответ: её не предупреждали о наличии в жизни недобропорядочных мужчин. Она думала, что всё мужчины такие же хорошие, как и её отец. О горьких семейных историях ей никто и никогда не рассказывал и не научили распозновать пустозвонов.
Девушке из первой истории тоже о мужчинах-пустозвонах никто не рассказывал, но родители за неё определили ей мужа (и не ошиблись). А она с самого детства была научена беспорному согласию с отцом и матерью.
Какой вывод я сделала из анализа двух вышеописаных историях:
детей с раннего возраста необходимо учить анализу и прогнозированию последствий своих действий.
А как это делать?
- Рассказывать и обсуждать поступки сначала сказочных персонажей, а в школьном возрасте - реальных людей;
- Учить учиться на ошибках посторонних людей и следовать правилу "Любое слово должно подтверждаться делами". Если Петя хвастается "А я молодец! Вчера один пологорода вскапал нашей соседке бабе Нюре!", то ты сразу ему говори: "А пойдём завтра вдвоём вскапаем огород бабушке Паше, она-то совсем одна живёт!". Истинный - сразу согласится, а хвастун - найдёт причины для отказа. Проверенно опытом жизни.
-Вовлекать детей в волонтёрскую(добровольческую) деятельность: где за ПРОСТО ТАК помогают другим людям. В настоящее время легко найти движение добровольцев в любом городе. А можно и без отряда вовлечь своё чадо в тимуровскую (добровольческую) деятельность. Пример из моей практики жизни: иду с племянником с рынка и наблюдаем, как впереди нас идёт старушка с полным пакетом картошки (минуту пройдёт и присядет для отдыха). Так я племяннику и предложила помочь бабушке донести картошку до дома. И мы вместе к ней подошли, я предложила-а племянник (подросток) понёс. После мы обсудили возможные причины того, что пенсионерке оказалось некому помочь из родных и как такого последствия постараться избежать в своей жизни.
Взрослые, помните всегда: своим примером и знаниями Вы можете помочь юнцам построить будущую жизнь! Разговаривайте со своими детьми, проводите с ними время в совместных результативных делах и не отгораживайте их от реального мира. Вашим детям жить в этом мире и нсдо их научить, как благополучно в нём прожить.
Даже новости можно смотреть вместе: а после просмотра новостей мой папа (иногда мама) мне рассказывал возможные причины того или иного, показанного в новостях, события. И я своим родителям за это благодарна до сих пор!