Мы – сестры-близнецы. У одной из нас уже есть маленькая дочь, а вторая – беременна. Хотя мы и до беременностей задумывались о современном традиционном образовании детей, но в этом месяце закончили чтение книги по психологии, Людмилы Петрановской, про воспитание детей и это стало толчком к рождению данной статьи.
Там был раздел посвященный возрасту около 10 лет, где утверждалось, что ребенок в этом возрасте сам нацелен на познание (при условии, что все другие этапы воспитания были грамотно пройдены). Если не тушить врожденный и своевременный интерес ребенка школой, то он сможет учиться без знакомых большинству родителей проблем.
Это книга, само собой, не истина в последней инстанции, но она натолкнула нас на размышления о том, почему современная школа отталкивает детей, почему дети не хотят учиться, терпят школу.
Но в то же время большинство детей (да и взрослых) с радостью приняли бы повестку о зачислении в Хоггвартс.
4 причины
1) Волшебство
Это первая вещь, которой нет в нашей современной школе. «Гарри Поттер» – это фантастическая книга о вещах, которых не существует. Всем нам бы хотелось чуточку больше волшебства, чем есть в нашем мире. И в школе заодно. Мы читаем о небылицах и поневоле складывается впечатление, что все интересное происходит за рамками нашего мира. Все волшебство: драконы, эльфы, сокровища, пираты. Все, что описано в фантастических мирах. Формируется видение, якобы то, что существует уже не так интересно, как то, что не существует. А меж тем, мы бы предложили другой взгляд.
Что волшебство – это не несуществующее, а нечто неуловимое. Другими словами, чудеса или то, что нельзя объяснить. Но, тем не менее, оно иногда случается.
И если начать замечать такие вещи, распахнуть свое сердце навстречу чуду жизни, то, быть может, учиться в нашем мире станет интереснее.
2) Учителя | Наставники
В отличие от среднестатистического образовательного учреждения, учителя Хоггвартса любят свое дело, обладают харизмой и, в большинстве, также служат наставниками по совместительству. В книге Л.Петрановской так и говорится, что наставник играет большую роль в развитии познавательного интереса у детей. Если бы учителя в Хоггвартсе были бесхребетными и с отсутствием высоких моральных качеств, вряд ли читатель и зритель испытывал бы горячее желание попасть к ним на урок.
3) Предметы
Но, само собой, дело и в самих предметах. Кажется, что зельеварение или изучение чудовищ гораздо интереснее, чем изучение карты мира или таблицы умножения(на каком уроке, кстати говоря, юные чародеи узнают такие вещи? – не прописано). Но это лишь иллюзии восприятия, что где-то там далеко трава всегда зеленее, интереснее.
Мы думаем, что если урок ведет неинтересный учитель, то и сам предмет будет не интересным. Зачастую так и происходит. В нашем мире детей могут спросить «Какой твой любимый предмет? », ведь интересных учителей так мало, что «любимых» может оказаться один, два, или, в виде большого исключения, три учителя/предмета/темы. Ведь это большая редкость – волевые учителя-наставники, заражающие своим интересом к предмету.
4) Гермиона
– архитип человека, который бесконечно открыт к новым знаниям. Она вроде как героиня второго плана, но все равно близкий круг и влияет на ощущение от фильма. Гермиона положительный персонаж, поэтому подсознательно закладывается убеждение, что учиться в Хоггвартсе интересно. Но впротивовес ей рядом есть Рон, у которого с учебой не клеится, как бы он ни хотел, и Гарри, который отдает предпочтение приключениям и познанию вне рамок школы (то есть проявляет познавательный интерес, но не к предметам).
Какие выводы можно сделать из этого?
Как быть, если Хоггвартса не сущетвует? Что же делать, если ребенок не любит учиться и не любит школу?
- Постараться не подавить детское видение мира «во всех красках». Поощрять, когда ребенок фантазирует, замечает неуловимое, когда верит в чудо. Когда ребенок наслаждается «волшебством» момента и вкушает жизнь, не отвлекать его на другие, более «важные» дела.
- Выбирать школу, где наверняка есть учителя и преподаватели с волей, харизмой, интересом к жизни. Выбирать школу, где люди не жертвы обстоятельств, не ноют, не отводят душу на детях. Выбирать школу, где учителя не перегибают палку со строгостью и умеют оказать поддержку. Где готовы взять ответственность за вашего ребенка. Постарайтесь убедиться, что там, куда вы передаете есть такие люди. А иначе, отдавать туда ребенка бессмысленно, так как не уверены, что знания он там все-таки получит. Скорее всего, он там, как и учителя, будет просто отбывать свой срок, участвуя в дедовщине.
- С младших лет замечать, какие у ребенка есть задатки, к чему он предрасположен, в чем увлечен. И, если не существует такой школы, где все учителя сотответствуют идеальной планке, быть может, существует школа, где есть хорошие учителя по тем предметам, которые интересны вашему ребенку?
- У ребенка должен быть перед глазами пример. И, если его родители не заинтересованы в получении новых знаний, если они не смотрят на мир распахнутыми глазами и сердцем, как юные волшебники, то мало шансов, что и ребенок сможет это перенять. Однако, если все-таки вы найдете своему ребенку Наставника, авторитета, за которым он захочет повторять, возможно, не все потеряно.
- Есть еще один пункт, его мы добавим от себя, так как считаем очень важным. Это навык самообучения. Если все стадии воспитания пройдены грамотно, если у ребенка есть привязанность и он хорошо сепарируется, он пойдет в мир познавать. Но, вместе с тем, важно, чтобы ребенок мог добывать знания самостоятельно. Убедитесь, что этот навык у него есть. Это к слову о том, что лучше любите вашего ребенка, чем развивайте его. Если у него будет любовь и поддержка, он сам пойдет познавать и учиться и добудет инструменты для этого. Если же не будет любви и поддержки, как фундамента, то не построится и все здание Знания. Развивайте самостоятельность любовью.
_________________
Если вам понравилась статья и вы находите ее полезной, поддержите нас, лайком, репостом, подпиской.
Возможно, мы не учли еще какие-то пункты, почему дети зачастую не хотят учиться. Если вы не согласны с перечисленными пунктами, поделитесь в комментариях, почему.