Когда-то давно, ещё в 1990 году мы с семьёй жили в городе Астрахань. Столько детских воспоминаний связано с тем городом. А точнее с посёлком Трудфронт. Жили мы там с 1989 по 1998 год. Село расположено в дельте реки Волги, на левом берегу Бахтемира, на 80 км юго-западнее областного центра города Астрахани. Для того, что-бы попасть в него, нужно было сначала ехать на автобусе, а потом переправляться через реку Волгу на пароме. По другому попасть в посёлок, просто не реально. Это как отдельный остров. Мне так нравилось в детстве выезжать куда-то из посёлка, только для того, чтобы покататься на пароме.
Трудфронт — небольшой посёлок с населением около 3000 человек. Народ в основном выращивает овощи и фрукты в своём огороде, а так же ловит рыбу. Рыбалку там любят все. Наверное с самого малолетнего возраста папа брал меня с собой на рыбалку. Помню, что рыбачили всей семьёй: и мама, и папа, и старшая сестра - все рыбачили! Там это норма, что поймали — то и поели. Из рыбы там готовят всё что угодно: пироги, пельмени, котлеты, вялят, жарят, парят, сушат. Это основная еда за любым столом!
На озёрах там цветёт лотос. Это наикрасивейший, большой, водный цветок. У него огромные листья и большие бутоны. Ещё глубоко под водой там растёт орешек "чилим". На водном растении под названием Рогульник. Вот эти орешки мы собирали в сезон, потом сушили и ели. Они ужасно колючие. Но очень вкусные.
Заместо семечек по вечерам мы брали чалку воблы и шли гулять! Так смешно сейчас это вспоминать. Но сушёная рыба улетала моментально. Мы её очень любили. Причём не одни только мы. Практически все дети посёлка так выходили вечером гулять.
В этом посёлке расположена База Морского лова, а так же пункт дислокации Каспийской флотилии ВМФ России. Поэтому в народе этот посёлок называли "Морлов". Многие из проживающих там людей работали на суднах, ходили в море. Так же и наши родители в те годы, работали в море. Папка был капитаном на судне. Это очень почётная должность. Он был главным на корабле. Отдавал приказы подчинённым: куда поедут, кому идти на вахту, кому за штурвал, кому драить палубу и т.д. Мама работала там поваром. А нас с сестрой иногда брали с собой в море. Мы были своего рода пассажиры и наблюдатели. Мне так нравились эти моменты. Даже в шторм мне было комфортно на судне.
Помню у папы к каюте стоял телевизор Фунай. Так он падал при штормовых прямо экраном на пол и не царапинки. Вот какие наипрочнейшие раньше делали вещи! Весь корабль качало в разные стороны. А на палубу хлестали огромные волны. Мне это было жутко интересно. Я любила наблюдать за волнами. Только сейчас я понимаю, как же это было опасно. Но слава Богу все живы и здоровы. Ни каких происшествий не происходило в те времена.
Когда была ясная и солнечная погода, а море было спокойно, папа останавливал корабль и мы прыгали за борт. Вся команда и мы плескались в море. Это было так здорово! Вокруг тебя только бескрайние просторы воды, земли не видно за многие километры. И ты, маленькая крупинка в этом море, барахтаешься и пищишь от удовольствия.
Ещё помню как нас мама заставляла есть рыбий жир. Фу! Даже сейчас звучит противно. Она набирала из стеклянной баночки полную столовую ложку этой жижи и заставляла проглотить. Как я не любила эти моменты. За то это было полезно и мы не болели.
Я любила в те годы бывать у папы на корабле. Мне разрешали ходить где угодно и делать что угодно. Вот я и лазила по всему судну. Изучала каждый его сантиметр. Нажимала на всякие кнопки в рулевой рубке и в диспетчерской каюте. В общем я была та ещё шкодина.
Когда мы были на берегу, у нас было много дел. В посёлке у нас был свой огород, на территории стояло два дома. В южных районах так принято. У всех стоит два дома на участке. Один дом зимний, а второй летняя кухня. В доме ни кто не готовит и не кушает, особенно в летнее время. Так как на улице 35-40 градусов жары и это только в тени. Все стараются, чтоб в доме сохранялась прохлада. Поэтом большую часть времени проводят в летней кухне. Она у нас была с беседкой и обвита виноградом. Как же красиво там было!
Ещё на участке у нас был большой курятник, дровяник, сарайка и большой палисадник с насаждениями сливы. Мы держали курочек, сажали овощи в огороде, консервировали всё выросшее на огороде. Мама готовила пастилу из яблок и мы её сушили на крыше дома. В общем всё тогда делали сами.
Так же на крышу мы любили лазить с покрывалом. Расстелем его и лежим загораем поедая фрукты и пастилу. Ну или просто сидим и наблюдаем за соседями. Очень интересно было наблюдать, кто и что делает в огороде.
Канализаций в домах не было, по нужде ходили в уличный деревянный туалет. Однажды посмотрев с сестрой фильм "Зубастики", я боялась, что из нашего туалета выпрыгнет зубастик и съест меня. Поэтому в уличный туалет больше не ходила. Даже дверь туда боялась открывать. А когда мы посмотрели фильм "Лепрекон" не помню, какую часть. То я очень боялась! Что он меня заберёт к себе. Если мне не скажут вовремя: Будь здорова!-когда я чихаю.
Поэтому своим детям я не разрешаю смотреть ужастики. Даже которые на первый взгляд кажутся сказкой. Мало ли как заиграет детская фантазия.
Центрального водоснабжения тогда тоже не было и мы ходили с тележкой и флягами по 40 литров на колонку, чтобы набрать питьевой воды. Это был какой-то ужас! Как вспомню, так мурашки по коже. Мы были совсем дети! Мне 5 лет, сестра на 8 лет старше. Мне конечно меньше работы доставалось, так как я была тогда ещё совсем маленькая, но зато как хвост ходила за сестрой. Когда шли на колонку, она катала меня на тележке вместе с флягой. А на обратном пути я помогала ей толкать тележку. И так мы ходили наверно раз в два-три дня и по 4 захода. Так как у нас стояло 4 фляги.
Для полива огорода недалеко от дома была труба. Мы туда подсоединяли свой шланг, который до туда нужно было дотащить и закрепить хорошенько, чтоб напором не выбило. Для этого мы прикрепляли шланг к трубе проволокой. А потом нужно покрутить вентиль и включить воду. Вентиль у каждого дома был свой. У кого не было пользовались плоскогубцами. Так смешно это сейчас вспоминать. Борьба была за вентиль. Ужас какой! Так как вода эта шла напрямую из Волги, пить её было нельзя, а вот для полива самое то. И да, самое интересное! Очередь для полива тоже надо было занять, так как труба была одна и краник для присоединения шланга был тоже один на всю улицу. Ну может не на всю, а на 10-15 домов. В общем конкуренция была лютая. После полива нужно было притащить шлаг обратно в огород и аккуратно сложить.
Дел было "по горло". Мы весь день, что-то делали. То в огороде траву пололи, то в палисаднике траву пололи, то убирались, то двор подметали, то поливать надо было идти, то на колонку за водой ехать. По субботам у нас был день стирки, этот день мы с сестрой ненавидели. В этот день нужно было заполнить чистой водой из колонки все имеющиеся ёмкости в доме. Сначала накипятить воды, потом в одном тазике замочить чёрное, в другом белое, в третьем цветное. Пока они отмокают, ты что-то стираешь, потом в другом тазике ты поласкаешь бельё, потом на верёвки развешиваешь. А если ещё и пастельное бельё нужно выстирать, то вообще караул.
Потом, спустя несколько лет у нас появилась стиральная машина "Малютка", которая могла только крутить бельё. Ну т.е. ты наливаешь сам в неё воду, потом сложишь в неё вещи, сыплешь порошок и закрываешь крышку. Она крутит бельё какое-то время, стирает. Потом ты его достаёшь и поласкаешь. А воду из машинки выливаешь самостоятельно и моешь машинку после порошка. Это в какой-то мере упростило задачу. Позднее уже появилась стиральная машинка с 2 баками, в 1 можно было стирать, а во 2 полоскать. Но воду туда всё равно приходилось кипятить, таскать, заливать и сливать самостоятельно.
Потом, вечером после этих экзекуций со стиркой, мы обычно всей семьёй ходили в баню. Мне не очень нравилось туда ходить. Только в те дни когда папа был на суше. Он брал отдельный номер, там был стол, парилка и маленький бассейн. Вот тогда я любила ходить в баню. А когда папа был в море, мы ходили в общую баню. Это место, где целая толпа голожопеньких бабулек намывается перед тазиком. И все на тебя таращатся. Блин, как вспомню, аж не по себе становится. Но деваться было некуда. Нам приходилось туда ходить. Так как ванн в домах не было, да и бани как-то не принято ставить в огороде. Единственное, что стоит у людей в огороде, это самодельный душ с баком. В котором за весь день вода нагревается на солнце. А вечером ты ополаскиваешься этой водой.
Когда мне было года 4 или 5, я разбила трёх литровую банку и наступила на осколок ногой. Крови было очень много. Мамы с папой дома не было и сестра побежала к соседке бабе Ане, чтоб она нам помогла. Скорую тогда ни как не вызвать, в те времена не было у нас телефонов. Да и не было её наверно этой скорой. Какая скорая в селе. Была больница, но очень далеко. Пешком мы бы шли туда часа полтора. Поэтому первую помощь оказывали себе сами, даже в таких ситуациях как эта. А уж когда болели вообще не обращались ни куда. Пили горячий чай с малиновым вареньем, нас натирали "Звёздочкой" и заставляли есть лук, чеснок и хлеб с горчицей. Вот и всё лечение.
Помню, что в больницу мы обращались всего два раза. Один раз я сильно заболела и лежала там недельку. А второй раз меня собака за лицо укусила. Я шла, как обычно, к соседской девочке Наде во двор, чтоб вместе поиграть. А у них большая собака на привязи сидела. Я потянула руку, чтоб погладить собаку, а она меня хвать и за правую щёку. Не помню, что мне было больно. Было очень страшно и неожиданно. Ведь до этого я её всегда гладила и она меня не трогала, а тут куснула. Сразу такая паника у всех. Кто-то побежал за родителями, кто-то искать того кто с машиной, Надина мама меня в летнюю кухню потащила, промыть рану марганцовкой. Помню, что они все на меня так смотрели, как будто у меня вообще щеки нет. Я просила у них посмотреться в зеркало, а они не разрешали и я только тогда заплакала. Мне было очень обидно, что не дают посмотреть в зеркало. Как объяснили, у меня было шоковое состояние. Потом мы с кем-то на машине поехали в больницу зашивать щёку. Как оказалось собака здорово куснула меня. Щека висела совсем и было видно через дырку зубы. Поэтому они мне и не и не дали посмотреться в зеркало. Мама рыдала, боялась, что я уродиной на всю жизнь останусь. Хорошо, что в больнице работал очень хороший врач. Спасибо ему огромное! Он зашил так, что шрама почти не осталось. Малюсенький на 1 сантиметр и то с годами его стало совсем не видно.
А однажды мы с мальчишками нашли целую яму с выброшенными медикаментами. Не знаю уж почему их не утилизировали, но мы с ребятами были рады находке. Мы набрали себе много бутылочек и полезли на крышу. Потом сверху кидали их вниз об кирпичную стену соседнего здания. Так весело нам помню было. Но потом, когда я пришла домой, я таких "люлей" выхватила! Мамка лупила меня шлангом. Она думала, что мы эти лекарства пили. Потому, что от меня ими очень воняло. А я просто пропахла испарениями. У нас ведь там "Война" была и я кидала гранаты. Но как было объяснить это разъярённому взрослому.
Вот так вот мы и жили в те времена. Это всего несколько историй из моего далёкого детства. Это были 90е годы, мы выживали как, могли. И смешно и страшно одновременно. Ни какой цивилизации. Гуляли где вздумается. Ни кто за нами не приглядывал. Как темнеет, значит надо бежать домой. А то мама начинала орать на всю деревню: Наташа домой! Надя Домой! Капец как нам тогда стыдно было! Ни кого больше так не звали, только нас.
Но за то, эти воспоминания самые трепетные и самые лучшие.