Найти в Дзене
Газета Жизнь

"В Бразилии жарко!" В Приморье из Южной Америки вернулись староверы, чьи предки бежали из России после революции

Оглавление

Житель Бразилии 49-летний русский старовер Авраам Калугин с супругой и двумя детьми начали новую жизнь в Приморье, чтобы быть поближе к своим корням.

Авраам Калугин на исторической родине впервые побывал пару лет назад - ездил, так сказать, на разведку. Поговорил со своими родственниками из Приморья и понял, что его настоящий дом здесь, в России.

Авраам признался, что устал от бразильской жары
Авраам признался, что устал от бразильской жары
- Мне не нравится климат в Бразилии. Надоело, постоянно жарко. А тут вижу, как россияне дорожат солнцем, — признался Авраам после приезда во Владивосток.

Авраам привёз в Россию жену Татьяну и двоих детей. Все говорят по-русски почти без акцента. Признаются, что решение о переезде далось нелегко.

- Бывало, что и решимся, а, бывало, и нет, начинали думать. Но когда узнали Россию, поняли, что мы просто живем не на своем месте. Наше — оно все здесь, в России, — рассказала Татьяна Калугина.

История и уклад

Предки Калугиных раньше жили на Дальнем Востоке. После революции, когда новая власть стала прижимать всех несогласных, они уехали в Китай, а оттуда - в Южную Америку. Так, в Бразилии пустила корни большая община - несколько сотен человек.

Русские староверы в этой стране живут на фазендах на несколько семей, но это не деревня, где все дома расположены компактно, а, скорее, хуторское хозяйство, где расстояние между фазендами в несколько километров. Мужчины занимаются выращиванием кукурузы и сои, а женщины шьют одежду.

Семье Калугиных власти края пообещали поддержку
Семье Калугиных власти края пообещали поддержку

В южноамериканской сельве выходцы из России полностью сохранили свои традиции, родную речь, семейный уклад и даже фенотип - все как на подбор: русобородые румяные молодцы и дородные красавицы. Хотя некоторые молодые люди уже считают себя наполовину бразильцами.

Любопытно отношение старообрядцев к спиртному. В этом они совсем не похожи на сектантов-молокан, которые кроме молока вообще ничего не пьют. Отшельники из бразильских джунглей готовят бражку четырёх сортов - из винограда, арбуза, апельсина и ореха. Самая ядрёная - арбузная. Употребляют бражку староверы в основном только по воскресеньям, когда мало работы. И пьяницы среди них встречаются очень редко.

Планы на будущее

В дальневосточном регионе России Калугины намерены заняться тем же самым, чем занимались в Бразилии, - выращиванием сои и кукурузы. А там уж и родственников дождутся — ещё 24 человека готовы вернуться на историческую родину. Местные власти обещают полную поддержку переселенцам. Найдётся работа и женщинам.

Трифена намерена заниматься в России шитьем
Трифена намерена заниматься в России шитьем

20-летняя дочь Авраама Трифена хочет заняться шитьём. В Бразилии её называли мастерицей на все руки - она шила одежду на заказ. Правда, предстоит ещё много чего сделать, чтобы обеспечить фронт работ.

- У нас здесь пока нет швейных машинок, не знаю, где брать ткани. Надо решить эти вопросы, прежде чем что-то начинать, — отметила Трифена.

Автор: Сергей Трофимов