Найти тему
Любитель балета

Сестра Марины Цветаевой – основательница хореографической школы

Оглавление

Интересными порой получаются случайные пересечения моих интересов по балетному театру СССР с моими же изучениями истории и культуры. Я интересуюсь, хоть и не профессионально, талантливой семьей Цветаевых, и сегодня решила вам рассказать о, как ее называли, Лёре, и ее связи с хореографией.

Другая Цветаева

Валерия Ивановна Цветаева (1883–1966) была старшей, сводной сестрой Марины Цветаевой, дочерью профессора Московского университета, основателя музея (ныне ГМИИ им. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева и его первой жены, оперной певицы Варвары Дмитриевны Иловайской. Окончила Институт благородных девиц, Высшие женские курсы. С 25 лет жила отдельно: преподавала историю в гимназиях, была замужем за педагогом С. И. Шевлягиным.

Валерия Цветаева - курсистка. Фото: Яндекс-картинки.
Валерия Цветаева - курсистка. Фото: Яндекс-картинки.

В родной семье она обожала отца и не любила мачеху, к сводным сестрам Марине и Анастасии относилась ровно и в общем, благожелательно. Что до них... Ну, Марина Цветаева дала внешности сестры такую характеристику:

Бескровное смуглое лицо, огромные змеино-драгоценные глаза в венце чернейших ресниц, маленький темный сжатый рот, резкий нос навстречу подбородку, – ни национальности, ни возраста у этого лица не было. Ни красоты, ни некрасоты. Это было лицо – ведьмы.
Портрет В. Цветаевой на обложке книги о ней.
Портрет В. Цветаевой на обложке книги о ней.

Около 1913 года учительница Валерия Цветаева увлеклась концепцией танца Айседоры Дункан, когда та приехала на гастроли в Россию. В то время идеи об освобождении женщин витали в умах людей, и идеи Дункан были в русле их:

Танцовщица будущего будет женщиной, – предполагала Дункан, – тело и душа которой разовьются в такой гармонии, что движения тела станут естественным проявлением ее души… будет танцевать женщину в ее высших и чистейших проявлениях… Она выразит в своем танце свободу женщины.

В советской России рождалось новое общество, и идеи дунканизма стали популярны. После гражданской войны стали открываться многочисленные ритмо-пластические школы.

Курсы «Искусство движения» (1922–1932)

В 1922 г. Валерия Цветаева открыла курсы «Искусство движения» при ВХУТЕМАСе (высшие художественно-технические мастерские) – занимались в их помещениях. Школа была платной, но недорогой: доход тратился в основном на костюмы и организацию показательных выступлений. Самых талантливых учеников В. Цветаева освобождала от платы.

Курсы готовили «синтетических актеров». Главный предмет – пластическое движение, его вела сама Цветаева. Подобно Айседоре, она требовала, чтобы «физическому движению предшествовало движение души», в общем, речь шла о духовном настрое на пластику.

В школе также преподавали классический станок, ритмику, акробатику, жонглирование, клоунаду, пантомиму. Педагогов Цветаева привлекла известных. Класс балета вела солистка Большого театра Евгения Долинская (1887–1962) – она позже стала известна своими возобновлениями балетов в московских редакциях А. Горского, в том числе того самого старомосковского «Лебединого озера», которое в подновленном виде сейчас можно увидеть в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Актерское мастерство вел Рубен Симонов, акробатику и жонглирование – цирковые артисты.

Концертные программы учащихся состояли из номеров пантомимы, акробатики, жонглирования, спорт-танцев, танцев-игр. Концерты проходили на различных площадках Москвы и Подмосковья, в том числе на сценах Вахтанговского и Камерного театров.

Летом Цветаева собирала учеников на своей даче в Тарусе Калужской губернии. Снимали здание школы, расплачивались выступлениями в колхозах. Занятия проходили на открытом воздухе, готовились концертные программы. Веселились – на выступлениях жонглировали прямо подручным материалом: кочанами капусты, картофелинами, морковками. Вдруг откусывали от морковки: у-у, вкусно! И на радостях танцуем еще веселее ))

Конец веселья надвигался медленно и неожиданно. В январе 1930 г. в «Московском комсомольце» вышел разгромный материал. Автор статьи «Их лицо – лицо врага» Б. Зоин обвинил В. Цветаеву в том, что якобы она, бывшая «помещица», наживалась на предоставлении в аренду сценических костюмов своим ученикам, а также во взяточничестве и грубом отношении к ученикам. Пошла реакция: семь месяцев подряд курсы «Искусство движения» проверяли на «профпригодность». Валерия Ивановна обращалась за поддержкой в различные учреждения, в том числе к театральным режиссерам и пе­дагогам. Вроде бы успешно. Например, профессор ГИТИСа, зам. зав. сектором искусства и литературы Наркомпроса РСФСР А. Новицкий дал положительный отзыв:

Методическую работу, проделанную В. И. Цветаевой, считаю очень ценной и педагогически продуктивной. Мы имеем очень мало таких специалистов, как В. И. Цветаева. Те рабо­ты, которые я видел и которые являются результатом обучения по ме­тоду Цветаевой, я считаю качественно высокими и утверждающими на советской эстраде новый и нужный жанр содержательного акробати­ческого танца. Номера окончивших эстрадно-цирковое отделение тех­никума под руководством Цветаевой, которые я видел, стоят на высо­ком техническом и художественном уровне.

Ничего не помогло, курсы были закрыты. В. И. Цветаева оформила пенсию за выслугу лет и продолжила преподавать, используя накопленный опыт: работала тренировщиком в студии К. С. Станиславского, с 1939 г. – в Мосэстраде режиссером-постановщиком программ артистов оригинального жанра, после войны – в акробатической студии Госцирка педагогом-режиссером. Учительница реально сменила специальность.

С окончанием новой экономической политики постепенно «схлопнулись» и другие хореографические и ритмо-пластические школы. Хореографическое образование централизовывалось, как и многие другие профессиональные сферы. Эксперименты по смешению жанров тоже постепенно прошли. В наш век почему-то опять возвращаются. Как вы относитесь к играм по совмещению жанров зрелищных искусств?

В любом случае спасибо за внимание! Еще больше о русском балете есть на моем канале, рубрикатор статей здесь.