Найти тему
Книги и Финляндия

Ребенок на семейном обучении. Личный опыт

Оглавление
pixabay.com
pixabay.com

Признаюсь, я никогда серьезно не рассматривала возможность перевести ребенка на семейное обучение. Если я где-то слышала или читала о переводе здоровых детей на семейное обучение, то относилась к этому весьма скептически. Памятуя непростой опыт прохождения начальной школы, когда делая домашку мы буквально засыпали вместе с сыном сидя за столом, я вздрагивала представляя, что весь этот сумасшедший дом переместится из школы домой и мне придется стать на время Марьиванной. Со старшеклассником история не лучше, если программу начальной школы средний родитель – выпускник советской школы еще помнит и может воспроизвести, то программу старшей школы потянет только выпускник физмата. Иными словами, куда ни кинь, везде клин.

Семейное обучение или как мы стали СОшниками

И вот, наконец, наступил незабываемый 2020 год, а вместе с ним закрытие границ и удаленка в школе. Сын тогда учился в 7-ом классе обычной питерской школы, правда с углубленным изучением английского языка. На самом деле английский язык мы углубляли самостоятельно несколько лет при помощи невероятно талантливого репетитора, а в остальном школа нам вполне нравилась.

Закрытие границ застало нас врасплох, я только начала работать в Финляндии, семья оставалась пока в Питере, поэтому нам пришлось сесть в машину и въехать в Финляндию за час до полного закрытия границ, которое проходило настолько стремительно, что времени на раздумья у нас просто не было. Всю весну сын учился в школе дистанционно. Про дистанционное обучение в социальных сетях сказано много нелестных слов и я с ними согласна, но именно дистанционка помогла мне принять мысль о возможности семейного обучения. Я пошла в интернет и прочла все, что только смогла найти по интересующей теме – законы, опыт родителей, советы, реальные истории из жизни. Информация принесла облегчение и надежду на благоприятный исход, во-первых я поняла, что закон на стороне родителей, во-вторых если родная школа не захочет взять на себя бремя аттестации ученика-СОшника, то это можно сделать, как минимум, в нескольких учебных заведених дистанционно. К счастью, родная школа пошла навстречу, я отправила уведомление в РОНО, написала необходимые заявления для школы и скачала учебники.

Совмещение двух программ

В августе сын пошел в 8-ой класс местной финско-русской школы и продолжил обучаться в 8-ом классе родной школы по российской программе дома (на семейном обучении). Мы решили попробовать совместить обучение в двух школах одновременно.

В Финляндии дети начинают учиться с августа, поэтому первый месяц у сына ушел на адаптацию и привыкание к новой школе и коллективу. Нам повезло, ребята в классе оказались дружные и у сына сразу появились помощники. Конечно, он начал учить финский задолго до переезда в Финляндию, тем не менее знаний языка не хватало и первое время мы всей семьей испытывали стресс. Часть уроков в школе шла на русском языке и это облегчало положение, но уроки на финском были сложны для понимания. В течение первых недель обучения стало понятно, что программа в финской школе за восьмой класс по многим предметам отстает от российской программы, процесс пошел легче, сын постепенно втянулся и я перестала переводить судорожно тексты финских учебников по вечерам.

С сентября сын начал проходить программу российской школы, он читал урок в учебнике и делал конспект, иногда мы вместе находили дополнительный материал к уроку и затем обсуждали тему. Нас спасало то, что домашних заданий в финской школе задают немного, поэтому свободного времени было достаточно для самостоятельных занятий по программе российской школы.

Признаюсь, я переживала, поэтому составила план работы на год. По моим представлениям в первое полугодие мы должны были полностью аттестоваться по половине предметов и в конце года нас ждала аттестация по второй половине предметов, однако школа предложила аттестоваться в декабре по всем предметам за полугодие, а в конце года за второе полугодие. Я думаю, оба варианта вполне приемлемы, но второй вариант нам вполне подошел и сын аттестовался дистанционно по всем предметам в декабре и в мае.

Ценность оценок

Мой сын был почти отличником на протяжении всех лет обучения в российской школе, почти – потому что раз за разом в аттестате всегда встречалась одна четверка. Мы шутили – есть куда расти, но оценки всерьез никогда не воспринимали. Повторюсь, школа у нас обычная, не физмат, поэтому оценки в нашем понимании были условным явлением, а качество знаний мы ставили на первое место. С переходом на семейное обучение тяжело было принять мысль, что теперь знания придется добывать самостоятельно, организовывать свой день самостоятельно и вообще вся ответственность за качество полученных знаний теперь ложится на плечи семьи. Однако, сын очень быстро самоорганизовался, вошел в ритм и совершенно спокойно стал изучать программу. И в этом мне видится первый положительный момент, он не просто взял ответственность на себя, он понял, что самостоятельная работа существенно экономит время и энергию. И ценность самостоятельно добытых знаний нисколько не меньше ценности знаний, полученных в школе. И, наконец, аттестат круглого отличника, который он получил в мае, наконец, убедил его в том, что можно отлично успевать не посещая школу. Не об этом ли мечтает каждый школьник?

Сохраняя нервные клетки

На этой неделе в субботу сын получает аттестат за 8 класс в финской школе, мы пока не знаем каким будет общий балл, надеемся, что высоким, но сегодня для нас это уже не так важно.

Самый главный вывод, который нам удалось извлечь из полученного опыта это то, что вполне возможно успешно совмещать очное обучение в финской школе и проходить программу российской школы на семейном обучении и делать это успешно, сохраняя нервные клетки!