Найти тему

Светец с лучинушкой


Электричество стало настолько привычно, что человек XXI века не мыслит без него своего существования. «При электричестве» выросло уже столько поколений, что жизнь без него осталась, кажется, только в сказках.
Нам трудно представить себе, что люди утром вставали, а вечером ложились «по солнышку» в соответствии со световым днем. Однако потребность дополнительного освещения была довольно острой.
Наиболее ранние осветительные приборы, хранящиеся в Нижнетагильском музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», относятся к XVIII в. Это светцы, которые являются сейчас хрестоматийным символом крестьянского быта.

Это достаточно простое приспособление для укрепления горящей лучины, длинной тонкой деревянной щепки. Однако за кажущейся простотой кроется многовековый опыт и знания. Не всякая щепка – это лучина! Например, обычно их делали из древесины березы, которая светила ярко и не дымила. Открытый огонь в деревянной избе – вещь опасная, и поэтому за горящей лучиной приходилось кому-то непрерывно следить, заменять сгоревшую лучину новой, для чего нужен был их запас. Лучины укрепляли в светце – металлической литой подставке с рожками кверху. Первые русские светцы из-за недостатка материалов изготавливались из старых подков. Они были похожи на вилку с тремя или четырьмя зубцами. Нижняя часть светца была заострена и загнута под углом, который позволял вставлять ее в деревянную стену. Горящая лучина помещалась между зубцов, а огарки – остатки сгоревшей лучины, падали в установленную под светцом ёмкость с водой.


С течением веков светец превращался в художественное изделие, изящество и сложность которого зависели только от фантазии кузнеца.

Под свет горящей лучины коротали долгие зимние вечера, работали и веселились. Светец и лучина — непременные спутники прях, которые начинали прясть осенью, после сбора и подготовки льна и шерсти, и проводили за прялкой всю зиму. Горящая лучина позволяла работать долгими вечерами. Не случайно в русском фольклоре, особенно в русских народных песнях, часто встречается упоминание о лучинушке.

В крестьянском быту светец сохранялся вплоть до революции 1917 года.

Кристина Олеговна Михеева, зав. филиалом "Музей "Демидовская дача" Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал"