Найти тему
С. М. А. Р. Т.

Фильмы о жестоких социальных экспериментах над людьми, часть 1.

В наше время из каждого тостера орут о толерантности, терпимости и прочих проявлениях взаимного уважения и любви, вне зависимости от расы, пола и возраста. Но что же происходит на самом деле за красивым фасадом?
В наше время из каждого тостера орут о толерантности, терпимости и прочих проявлениях взаимного уважения и любви, вне зависимости от расы, пола и возраста. Но что же происходит на самом деле за красивым фасадом?

Добрый день, друзья! Давайте поговорим о немного провокационной теме - экспериментах над людьми. Не будем испытывать нервы и терпение модераторов Дзена и не станем говорить о совсем неэтичных вещах, вроде медицинских опытов с применением хирургического вмешательства. Но есть чуть более мягкие, но не менее интересные вещи. Например, опыты, связанные с социальными аспектами жизни.

В конце концов, человек - это ведь не просто мешок с костями. За миллионы лет эволюции, у людей выработалось сложное сознание. Именно оно определяет большую часть наших поступков. Это влияние едва ли не сильнее, чем влияние физического здоровья. Важность изучения психологии, социологии и духовности homo sapiens стала очевидна цивилизованному обществу еще в глубокой древности.

Уже тогда ученые, по мере возможностей, пытались понять человеческий разум и душу. Часто любопытство заводило горе-исследователей далеко за пределы дозволенного. Если события давних времен мы можем списать на невежество, то как оправдать докторов, которые переступали черту в 20 веке? Я предлагаю вам посмотреть на бесчеловечные научные изыскания, которые порой приводили к ужасным последствиям. Поехали!

Постер к фильму "Экзамен", 2009 г.
Постер к фильму "Экзамен", 2009 г.

Экзамен. Год - 2009. Страна - Великобритания. Слоган - «Как далеко вы готовы пойти, чтобы получить работу?». Режиссер - Стюарт Хэзелдайн. Оценка Кинопоиска - 7.073. Оценка IMDb - 6.8.

Начнем, пожалуй, с вымышленных событий. Хотя, честно говоря, кто его знает, какие отборочные испытания проводятся в крупных корпорациях. Фильм "Экзамен" именно об этом - о выборе новых сотрудников для компании. Казалось бы, рядовая ситуация, но не в данном случае. Восемь кандидатов, которые уже прошли жесточайший предварительный отбор, приводят в помещение для прохождения финального испытания.

Сразу видно, что должность важная, поскольку уровень организации экзамена и его секретности очевиден с первого взгляда. Комната полностью изолирована, окон нет, дверь одна и у той стоит охранник. Из мебели только столы и стулья. На столах лежат листы чистой бумаги и ручки. Я бы сказал, что взгляду не за что зацепиться, кроме действующих лиц. Театральный минимализм здесь уместен и идет фильму на пользу.

В помещение входит мужчина и кратко объясняет суть происходящего. Описание настолько расплывчатое, что решительно ничего не понятно ни героям, ни зрителям. Это создает интригу. Далее публика остается наедине с восемью персонажами, которые пытаются понять, что делать и взаимодействуют лишь друг с другом, поскольку больше не с чем. Действие полностью сосредотачивается на человеческом факторе.

В этой картине нет погонь, взрывов и перестрелок. Нет спецэффектов и красиво поставленных боевых сцен. Нет протагонистов и антагонистов. Есть только одна комната, восемь человек и одна задачка. Единственный двигатель повествования - рассуждения и действия героев, их диалоги и умозаключения. Очень хочу отдельно отметить, что актеры хоть и малоизвестны, но подобраны замечательно и играют весьма достойно.

Сценарий фильма полностью сосредоточен на социально-психологических моментах, а потому реплики и поступки действующих лиц продуманы до мелочей. Каждая фраза и каждый, на первый взгляд, несущественный жест имеют здесь свое значение. Образы персонажей, их характеры и логика поведения уникальны и очень ярко выражены. Сюжетно их практически не представляют зрителю и обезличивают.

Их биографии практически стерильны на момент начала событий. Мы с вами ничего о них не знаем. Это сделано намерено, чтобы каждый из нас мог сам узнавать героев и складывать свое личное впечатление о них, на основании увиденного. По замыслу авторов, каждый образ должен формироваться у публики поэтапно и естественным путем. Постепенно узнавая людей, мы больше проникаемся и сопереживаем им.

Личности действующих лиц подобраны не случайно. Каждая из них интересна сама по себе, но и в общем взаимодействии важна, в качестве катализатора для споров и поиска истины. Типажи не клишированы и по-своему колоритны. Каждый из вас сможет найти себе "любимчика" и болеть за него. А может вам даже удастся узнать в ком-то из героев себя или своих знакомых. Тогда вы поймете, прошли бы вы экзамен или нет.

Вообще, попытка разгадать задачку самому и предсказать концовку - это отдельное удовольствие в данной картине. Скажу честно, мне удалось угадать победителя отбора, но я никак не ожидал того, какие еще твисты приберегли создатели напоследок. Да, вы не ослышались, помимо собственно расстановки всех точек над i, режиссер успевает в финале задвинуть нам еще пару сюрпризов. Спойлерить я их не буду.

Какой-то критической важности эти детали в себе не несут, но немного объясняют суть происходящего и делают общую картину чуть яснее и четче. Они как бы придают ясности тому, что происходило на ваших экранах. На выходе, мы получаем прекрасный, глубокий и по-настоящему интеллектуальный фильм. Пусть аскетичный в визуальном плане, но зато наполненный интереснейшими наблюдениями о природе человека.

Настоятельно рекомендую к просмотру тем, кому нравятся медитативные картины, рефлексирующие на внутреннем мире героев и их взаимодействии. Перед нами тот редкий случай, когда хорошая идея нашла достойное воплощение. Аплодирую стоя режиссеру и всей съемочной группе за профессиональную и скрупулезную работу. Уделите полтора часа своего вечернего времени и вы об этом не пожалеете.

Постер к фильму "эксперимент", 2010 г.
Постер к фильму "эксперимент", 2010 г.

Эксперимент. Год - 2010. Страна - США. Слоган - «Точка кипения есть у каждого». Режиссер - Пол Шойринг. Оценка Кинопоиска - 6.888. Оценка IMDb - 6.4.

Наш следующий гость разительно отличается от первого. Во-первых, "Эксперимент" основан на реальных событиях. Если быть конкретным, то на Стэнфордском тюремном эксперименте. Кстати, советую почитать о нем в Википедии, очень познавательно. Во-вторых, здесь вы сможете наблюдать целую россыпь видных голливудских актеров - Эдриан Броуди, Форест Уитакер, Кэм Жиганде, Фишер Стивенс и Мэгги Грейс.

И, наконец, в-третьих, речь здесь будет идти не о вынужденном испытании людей, а о фактическом социально-психологическом исследовании. Но давайте обо всем по порядку. Начнем с сюжета. Группа ученых отбирает 26 добровольцев для участия в эксперименте. Суть очень простая - 13 человек будут играть роль "заключенных", а оставшиеся 13 - "надзирателей". Остальные условия намеренно размыты и туманны.

Хотя чисто логически, нетрудно предположить к чему может привести идея запереть 26 человек в неравных условиях. Но то, что очевидно нам с вами, не является таковым для участников. Они относятся к происходящему, как к легкой возможности заработать и весело провести время. Избранных по особым критериям участников привозят в импровизированную "тюрьму", кратко объясняют порядки и запирают.

Начинается все довольно невинно. "Надзиратели" не "жестят", а "заключенные" не бедствуют. Но, как покажет практика, это будут лишь последствия влияния цивилизованного общества на мышление. В изолированной среде, они испарятся довольно быстро. Думаю, я могу не объяснять вам, насколько сильно все выйдет из под контроля. Те, кому даровали иллюзорную власть возгордятся, войдут во кус и развратятся.

А те, кого изначально ущемили в правах и возможностях, станут подавленными и покорными. Идея подобных опытов не нова - лишь страх нарушить общепринятые нормы морали и получить за это наказание сковывает животные инстинкты в человеке. Если дать кому угодно возможность не соблюдать границ, то этот индивид быстро войдет во вкус и, упиваясь своей абсолютной свободой перестанет сдерживаться.

Не все подвержены подобному, но точно большинство. В глубине души, многие из нас подавляют потаенные желания и стремления, которым лучше не вырываться наружу. Так насколько же далеко мы на самом деле ушли от животных? Так ли уж развиты наше самосознание и разум, как мы считаем? По-настоящему ли мы уважаем окружающих и ценим ли их жизнь? Вот те монументальные вопросы, которые поднимает фильм.

Это очень сложные вопросы, которые находятся на самом краю дозволенного. И, разумеется, нельзя просто добыть ответы на такое. Можно долго рассуждать, насколько были этичны методы ученых. И ответом, скорее всего, будет решительное "нет". Но нам с вами придется признать, что ход их размышлений верен, а результат достоверен. Даже сам факт того, насколько все плохо пошло, доказывает это.

"Эксперимент", во всех отношениях, сильный, умный и тяжелый фильм. И самое трудное здесь - это осознание не просто правдивости, а сухой, объективной реальности поданного материала. Пугают, в данном случае, не столько какие-то шокирующие события или кадры, а то, что если повторить этот опыт сейчас, то последствия и результаты будут такими же. Отличный повод задуматься о людских пороках и обществе.

Постер к фильму "Эксперимент: Повиновение", 2012 г.
Постер к фильму "Эксперимент: Повиновение", 2012 г.

Эксперимент: Повиновение. Год - 2012. Страна - США. Слоган - «Ты должен подчиняться». Режиссер - Крэйг Зобел. Оценка Кинопоиска - 6.02. Оценка IMDb - 6.4.

Завершает нашу сегодняшнюю подборку еще один фильм основанный на реальных событиях - "Эксперимент: Повиновение". В США, 9 апреля 2004 года, в ресторан «Макдональдс» в Маунт-Вашингтоне, штат Кентукки, позвонил 37-летний сотрудник частной тюрьмы Дэвид Р. Стюарт, представившийся «офицером Скоттом». Он обвинил одну из сотрудниц в краже и заставил остальной персонал делать невообразимые вещи.

Картина повествует как раз об этом. Место действия и имена изменены, но сути это не меняет. В фаст-фуд ресторанчик звонит неизвестный, представляется офицером полиции и требует гражданского ареста молодой кассирши, которая якобы уличена в воровстве. Удивительно, но никого это не смущает, и никому не кажется странным. Все, начиная с "подозреваемой", и заканчивая управляющей, слепо подчиняются.

На этом требования "полицейского" не заканчиваются. Напротив, они становятся все специфичнее и жестче. А самое главное, все аморальнее. Постепенно "голос на конце трубки" переходит к просьбе раздеть девушку догола и обыскать. А затем и вовсе наказать на месте. Согласитесь, ситуация кажется донельзя абсурдной. Я бы даже осмелился сказать сюрреалистичной. Но, тем не менее, все требования были удовлетворены.

В этом месте, мне хотелось бы высказать несколько моих собственных соображений на этот счет. Во-первых, мне кажется, что подобные события возможны лишь в западных странах, поскольку именно там культивируется благоговейный страх перед блюстителями закона и безоговорочное подчинение представителям власти. Авторитет полицейских там возведен для рядовых граждан в абсолют.

К тому же, менталитет и образ мышления европейцев и американцев более прямолинейный. Им несвойственно аналитическое и критическое мышление. Они не приучены взвешивать происходящее и принимать собственное решение. То ли дело у нас в России. Каждый считает себя умнее других и слушает только свой внутренний голос. Я уже не говорю про то, что у нас на родине ни для кого нет авторитетов ни в каком виде.

Да если бы у нас кто-то (даже настоящий полицейский) позвонил куда-то и что-то потребовал, то был бы моментально послан куда подальше. Во-вторых, мне хочется особенно подчеркнуть, что подобные вещи возможны только благодаря внутренним людским "демонам". Само собой, человек, который совершил звонок психически болен и нарушает закон. Но что насчет тех, кто раздели невинную девушку и, простите, отшлепали ее?

Так ли уж было сильно давление и влияние на них? Вынудили ли их это сделать? Был ли у них выбор? Разумеется, был. В этом кино, нам явственно дают понять, что те действия, которые просит совершать сотрудников преступник, не столько противоречат их внутренним установкам, сколько являются их потаенными желаниями. Для них это скорее шанс сделать ранее недозволенное. Это разрешение свыше на нарушение границ.

Подсознательно, люди, получающие указ сделать что-то плохое, ментально перекладывают вину на приказывающего. Они не чувствуют угрызений совести или сожалений. Им ведь сказали так поступить, в конце концов. Но при этом, ничто не мешает им воплощать свои темные потребности и получать удовольствие. Ужасное, мерзкое и гадкое осознание, которое вызывает отвращение ко всему роду людскому.

Нам с вами остается лишь надеяться, что большинство жителей планеты все же имеют внутренний компас, придерживаются правильного курса по своей воле и не подчиняются пагубному влиянию извне. Если говорить о технической части, то фильм также минималистичен, как и первые два проекта. Из знакомых лиц в кадре можно и нужно отметить исполнительницу роли "жертвы" - Дриму Уокер ("Однажды в Голливуде").

Не смотря на свой юный возраст, она прекрасно и естественно отыграла свой непростой образ. Мой вердикт - острое социальное зрелище для взрослой аудитории. Каких-то особенных твистов или бешенной динамичности ждать здесь не стоит. Но зато вы определенно получите много пищи для долгих размышлений. Повествование в высшей мере вдумчивое и неторопливое, но градус накала не спадает ни на миг.

Спасибо за внимание!

Фильмы о смертельных играх на выживание.

Фильмы о замкнутых пространствах.

Кровавые фильмы об офисных работниках.

Фильмы ужасов про метро.

Фильмы ужасов про лифт.

-5