Часть 1-я здесь:
Часть 2-я здесь:
Часть 3-я здесь:
Но объясняться ему не пришлось. Люся сама его спросила:
— Слав, а это правда, что ты сразу после экзаменов уезжаешь в Ленинград?
— Откуда ты знаешь? — изумлённо спросил Славка.
— Так правда или нет? — повторила Люся.
— Да.
— Почему же… — начала Люся, но Славка перебил её.
— Я хотел тебе как раз сегодня сказать.
Всё оказалось проще простого: Славкина мама пришла в школу к директору по поводу какой-то справки. А Люся случайно оказалась в кабинете секретаря и услышала про Ленинград.
— Я не хотел тебя расстраивать раньше времени. Чего зря-то? — бубнил Славка.
Люся вдруг сказала погрустневшим голосом:
— А ты ведь стал лучше говорить. Ты заметил?
Да, он заметил. Ещё бы не заметить. Каждый день до одури повторял он скороговорки из подаренной Люсей книжки.
— Ты не расстраивайся, Люсь! Я приеду на зимние каникулы. Обязательно приеду. До них осталось каких-то полгода. Быстро время пролетит. У курсантов билеты бесплатные. Остановлюсь у Саньки Шапошникова.
— А-а-а, — сказала безразлично Люся. — Понятно.
— Люсь, ты мне не веришь?
— Время покажет, — сказала Люся и, взяв у него портфель, пошла в свой подъезд.
Дома она долго плакала, закрывшись у себя в комнате. Слёзы капали на плюшевого мишку, голова его совсем промокла, а девочка всё никак не могла успокоиться. Заглянула мама, позвала ужинать. Люся отказалась. Нет, я не заболела. Просто не хочу. Может человек просто не хотеть? Мама закрыла дверь. И из-за закрытой двери Люся услышала, как папа сказал маме:
— Света, успокойся. Переходный возраст. С тобой, что ли, не бывало?
Больше в тот вечер родители к ней не заглядывали.
А утром по пути в школу Люся сказала Славке, что сама приедет следующим летом в Ленинград:
— Мне родители давно обещали. Там красиво. Эрмитаж. Русский музей. Есть что посмотреть. Только я должна учиться без троек.
— Ты сможешь! — уверенно сказал Славка.
— Постараюсь, — улыбнулась Люся.
***
День перед самым отъездом был у Славки сумасшедшим. Во-первых, мама попросила никуда не отлучаться. Надо было помогать укладывать оставшиеся вещи, которых набралось много. Славкин отец даже предложил оставить часть коробок и пообещал, что позже вышлет посылками. Мама не согласилась. В Ленинграде погода переменчивая — детям могут понадобиться тёплые вещи прямо сейчас. Во-вторых, Славке очень хотелось на прощание повидаться с лучшим другом Саней Шапошниковым, который жил рядом, но с наступлением тёплой погоды его сложно было застать дома. Заядлый рыбак, он все свободные часы проводил на реке с удочками. В-третьих, он непременно планировал вечером встретиться с Люсей, потому что завтра утром они просто не успеют поговорить. Из трёх пунктов ему удалось выполнить только два: маме Славка помогал весь день, а к вечеру Саня Шапошников сам пришёл, даже рыбалку отменил, между прочим. Но вот с Люсей толком поговорить не удалось. Славка прибежал к ней на пять минут, чтобы сказать, что завтра по пути на вокзал заедет попрощаться.
Славкин отец утром повезёт бывшую жену и детей к поезду. Условились так: когда Славка сядет в машину, он попросит отца ненадолго остановиться около Люсиного дома. Она увидит машину в окно и выйдет в подъезд или во двор, куда успеет. Тогда они успеют попрощаться.
Отъезд был назначен на полседьмого утра. Люся не заводила будильник, чтобы не разбудить родителей. Это у Люси летние каникулы, а им на работу к девяти, мама встаёт в полвосьмого. С вечера Люся не закрыла шторы, чтобы не проспать. Как только появится солнце, она должна проснуться.
Она всё продумала, только вот заснуть никак не могла. Лежала в темноте, прислушивалась к каждому звуку с улицы, думала, какие слова скажет завтра Славке. Времени совсем мало будет, минут десять, а то и меньше. Как успеть сказать самое важное и что для неё самое важное? Во-первых, надо договориться писать друг другу письма. Во-вторых, не забыть записать для Славки хабаровский адрес бабушки Зои, к ней в гости Люся уедет через два дня. В-третьих, надо набраться смелости и ещё раз попросить у Славки прощения за тот вечер 23 февраля, когда она отказалась с ним танцевать. Фу, как же стыдно ей от этого до сих пор! Стояла уже глубокая ночь, когда Люсе удалось уснуть.
Солнечный поток лился в окно Люсиной комнаты. Она чувствовала это даже с закрытыми глазами. Неужели проспала? Со страхом открыла глаза, посмотрела на будильник, стоящий на письменном столе. Уффф… Около шести. Люся вскочила, кинулась к столу, записала на четвертинке тетрадного листка адрес своей хабаровской бабушки. Сверила по записной книжке индекс. Всё точно. Распахнула дверцу шкафа. Какое выбрать платье? Или вообще надеть джинсы и не морочить себе голову? Лёжа в кровати с вечера, она почему-то не придала этому значения. А ведь, наверное, человек запоминает другого человека в момент прощания и именно таким представляет его потом в своём воображении. Ей очень хотелось, чтобы Славка запомнил её красивой. Значит, нужен какой-то романтичный наряд. Конечно, платье. Но какое? Она стояла перед плотно висящими плечиками с платьями, блузками, юбками. Вытаскивала одни плечики, прикладывала к себе платье, критически осматривала себя в зеркале. Всё не то. Вот оно! Она наденет шёлковое платье с летящей юбкой, светлое, с букетиками незабудок. Люся приложила платье к себе, подбородком придержала плечики, руками расправила юбку, покрутилась в разные стороны.
И тут только заметила, что большая стрелка на часах уже подбирается к четвёрке. Двадцать минут седьмого! Через десять минут Чернышовы сядут в машину. Ехать до Люсиного дома минут восемь-десять. Итого у неё в запасе остаётся всего минут пятнадцать. Она быстро умылась, почистила зубы, расчесала волосы. Подумала, не собрать ли их в хвост, но оставила распущенными по плечам. В полседьмого Люся, полностью собранная, стояла у своего окна и, вытянув шею, пыталась рассмотреть машину. Бабушкин адрес! Листок остался лежать на столе. Ох и растяпа! Люся схватила листок, сложила его вчетверо, зажала в кулаке и снова посмотрела в окно. Напротив её дома остановилась белая «Волга». Люся раньше никогда не видела машины, на которой работает Славкин отец, но он ей говорил, что тот теперь возит какого-то начальника. Люся прищурилась, всматриваясь.
***
Когда машина поравнялась с двухэтажным домом, где жила Люся, отец сказал:
— Слав, у тебя есть две минуты, не больше. Я даже мотор не глушу.
— Сергей, — укоризненно взглянула на отца мама. — Ну что они успеют сказать за две минуты? Мы же с запасом выехали, на поезд не опоздаем.
— Ну ладно, — вздохнул отец. — Пять минут. Время пошло!
Славка пулей вылетел из машины. В такой ранний час улицы ещё пустые. В несколько скачков пересёк он Набережную, забежал в подъезд и чуть не столкнулся с Люсей, которая неслась ему навстречу. Они остановились как вкопанные, а потом стали говорить беспорядочные слова, совсем не те, которые накануне обдумывали.
— Люсь, у меня всего пять минут, — сказал Славка. — Красивое платье. Тебе очень идёт.
— Я чуть не забыла отдать тебе адрес. Я послезавтра уезжаю к бабушке в Хабаровск, на месяц или на два, ещё не знаю, — Люся разжала кулак и сунула в руку Славке измятый клочок бумаги. — Ты пиши, Слав, я тебе обязательно отвечу.
Славка закивал и почувствовал вдруг, что в носу щиплет. Не хватало ещё слезу пустить, как девчонка! Он кашлянул и сказал:
— Люсь, ничего страшного, я скоро приеду. На зимние каникулы, — и улыбнулся.
— Разве это скоро? — ужаснулась Люся. — Полгода, наверно, пройдёт, пока ты приедешь!
— Ничего, мы же будем писать друг другу. И потом, мама сказала, что моей бабушке скоро поставят телефон. Я тебе смогу иногда звонить, ага? Эх, я так и не познакомил тебя с Саней. Ну ничего, зимой обязательно познакомлю.
С улицы донёсся автомобильный сигнал, потом ещё один.
— Отец, — вздохнул Славка. — Злится. Мне надо идти, Люсь.
— Слава, погоди, я же тебе самого главного не сказала, чёрт, у меня в голове всё перепуталось, я столько всего тебе хотела сказать… В общем, прости меня ещё раз за тот вечер в школе, что я с тобой танцевать не пошла. Прости, пожалуйста. Я ужасная дура.
Она уткнулась лицом в его плечо, чтобы он не видел слёз. Славка обнял её и зашептал в самое ухо:
— А помнишь, как ты меня мучила скороговоркой? У королевы был кавалер и так далее… Помнишь? Я, когда думаю о тебе, всегда эту скороговорку вспоминаю.
Люся всхлипнула и улыбнулась:
— Конечно, помню. А ты гораздо лучше стал говорить. Честно!
Снова посигналила машина, теперь уже трижды.
— Ну, пока! Не расстраивайся! Я обязательно буду писать тебе! — сказал Славка тихо, а потом прибавил шёпотом: — Я тебя люблю.
Он несколько раз быстро поцеловал Люсю в солёные от слёз щеки, прикоснулся горячими губами к Люсиным губам, разжал руки и скрылся в проёме раскрытой подъездной двери.
Люся постояла, трогая пальцами щёки и губы, потом рванула вверх по лестнице, забежала в свою комнату, резко отодвинула тюль. Машины напротив дома не было. Не снимая платья, Люся бросилась на диван и долго плакала, перебирая в памяти те слова, которые они успели сказать друг другу на прощанье.
Часть 5-я здесь:
Часть 6-я здесь:
Часть 7-я здесь:
Часть 8-я здесь:
Часть 9-я здесь: