Часть 1-я здесь:
Часть 2-я здесь:
В понедельник, когда перед пятым уроком мальчишки из Славкиного класса спустились на первый этаж в мастерскую, пришла завуч и объявила, что вместо урока труда у них будет беседа по профориентации. Эти беседы и раньше проводили, но на сей раз ожидалось нечто грандиозное — в школу приехали преподаватели из военного училища.
Когда расселись за партами и угомонились, Славка весь превратился в слух. Военное училище — это то, о чём он мечтал уже целые две недели! Выступающих было двое, оба в военной форме. Говорили они по очереди: про дисциплину в училище и про занятия, про спортивную подготовку и участие в соревнованиях, и много про что ещё. Первый, плотный, одышливый, с блестящей лысиной, видимо, старший по званию (Славка не очень разбирался в званиях), рассказывал в основном об учёбе. Второй, повыше ростом, поджарый, видимо, имел отношение к спорту, много и интересно описывал соревнования и тренировки и даже шутил. К концу их выступлений Славка ни минуты не сомневался, что поступать будет только в военное училище. Особенно ему понравилось, что курсанты обучаются там на полном государственном обеспечении. В последнее время, после ухода отца из семьи, остро ощущалась постоянная нехватка денег.
Приближалось время весенних каникул. После нападения Островской на Люсю Славка снова стал провожать её после школы домой. Пару раз его пытался вызвать на разговор Витька Климов, но Люся сама сказала ему несколько слов, после которых все вопросы к Славке отпали. Неудивительно, что Славка оказался в числе приглашённых на Люсин день рождения, который отмечался в разгар весенних каникул, в среду.
С вечера Славка начистил ботинки до зеркального блеска. А вот с утюгом управляться оказалось сложнее, чем он думал. Он совсем измучился, пытаясь отгладить рубашку. Складки разглаживались только с той стороны, где двигался утюг. С обратной же стороны образовывались новые морщины. Славка вспотел от напряжения. И тут на помощь ему подоспела мама.
Вот, наконец, отглаженная одежда красуется на плечиках. Ботинки стоят под вешалкой, на всю кухню благоухают гуталином и благодарно поглощают толстый слой крема. Не решён только вопрос с подарком и цветами. А может, только цветы? Это ведь тоже подарок. Славка совсем ничего не понимал в подарках для девочек. Вот если бы он собирался на день рождения лучшего друга и соседа, Сани Шапошникова, конечно, не было бы столько мучений из-за выбора подарка. Он вытряхнул бы копилку и купил бы ему каких-нибудь рыболовных снастей. И Саня — это совершенно точно — подарку обрадовался бы. Мешало это самое «бы». Рыбалкой Люся не интересовалась.
Мама как будто уловила Славкины мысли и спросила:
— Сынок, а про подарок что думаешь?
— Я не знаю, — Славка беспомощно развёл руками.
Мама подошла, села рядом на кушетку, обняла мальчика за плечи и убедительно сказала:
— Не расстраивайся. Что-нибудь придумаем. Одна голова хорошо, а две лучше.
Славка невесело улыбнулся:
— Мам, да я уже голову сломал, что подарить.
Мама задумалась, барабаня пальцами по валику кушетки. Потом порывисто поднялась и, накинув пальто, выскочила из дома:
— Я сейчас!
Славка пожал плечами, подошёл к окну, чтобы посмотреть, куда она пойдёт, но было уже темно. Где-то далеко тускло светился фонарь, а в их дворе была непроглядная темнота.
Прошло минут пятнадцать, а мамы всё не было. Младшие братья начали приставать, чтобы Слава показал им диафильмы, но он так грозно рявкнул на них, что несостоявшиеся зрители мигом превратились в «советских солдат», развернув на ковре в комнате танковое сражение. Славка уже начал переживать по поводу долгого отсутствия мамы, как вдруг на улице послышались шаги и громкий разговор. Дверь открылась, и на пороге появились отец и мама с газетным свёртком в руках. Отец приезжал раз в месяц — привозил деньги. Алименты он платил добровольно, отдавал лично в руки.
Мама развернула свёрток. Внутри оказался букет. Настоящий букет из белых цветов, напоминающих махровые астры. Пять крупных цветков в обрамлении резных листьев. Шикарный букет!
— Мама, где ты их взяла? — в изумлении проговорил Славка.
— Секрет, — улыбнулась мама.
А отец поддел со злостью:
— Ты, я вижу, времени даром не теряешь!
Внутри у Славки что-то сжалось. Так бывало раньше, когда родители ссорились. Он опустил голову, сжал зубы.
— А что мне, молодой да незамужней, — развела руками мама.
— Деньги возьми, — отец сунул ей в руку несколько купюр и вышел, хлопнув дверью.
Мама протянула Славке букет:
— Сынок, поставь в воду, — и стала снимать пальто, затем сапоги.
Некоторое время Славка с матерью стояли молча, хитро поглядывая друг на друга, а когда шаги за окнами смолкли и хлопнула калитка, рассмеялись.
— Мам, он подумал, что тебе их жених подарил? Да? — спросил Славка.
Мама кивнула:
— Ты же слышал!
— Мам, это даже хорошо, что он именно сегодня зашёл. Пусть думает!
— Я тоже так считаю, — улыбнулась мама. — Не всё же ему подарки дарить чужим тёткам! Да ну его в баню. Про малышей даже не вспомнил, не позвал их. Папаша, называется. Спроси лучше, где я цветы раздобыла!
— Где? — с любопытством уставился на неё Славка.
— У бабы Маши. Я вспомнила, что у неё всегда что-то цветёт. Пошла к ней наудачу, не была уверена. А у неё целая оранжерея в ящиках. Все окна заставлены.
— Спасибо, мам.
— Это хризантемы, — мама поправила букет в вазе. — Красивые, правда?
— Очень!
— В такое время их купить негде. Только в оранжерее. Но туда ехать надо, полдня терять. И то может не достаться.
— Просто здорово, — радовался Славка.
— А насчёт подарка я вот что думаю, — мама помолчала и добавила: — Ты знаешь, чем она интересуется, эта твоя Люся?
— Мам, она не моя, — сконфуженно возразил Славка и почувствовал, как уши начинают гореть.
— Ну, хорошо, не твоя, — согласилась мама. — Чем увлекается Люся?
— Она вроде печь любит, — замешкался Славка. — На чаепитие в школу приносит всегда разное печенье.
— Так это же здорово! Значит, у нас есть для неё подарок! — мама подошла к этажерке с книгами, выбрала одну, показала Славке. Вот!
Это была новая книга под названием «Домашняя выпечка» в красивой суперобложке с фотографией торта.
— Мам, а тебе она не нужна? Тебе не жалко её отдавать? — спросил Славка с замиранием сердца.
— Раз даю, значит, не жалко. У меня ещё одна есть, — мама раздвинула книги на этажерке и вынула из второго ряда точно такую же книгу. — Одну мне подарила подружка, когда я уезжала из Ленинграда. Она подписана. А вторую я уже здесь купила — так и подумала, что подарю кому-нибудь. Ведь это огромный дефицит. Мне повезло, что я её купила.
— Спасибо, мам, — Славка подошёл к матери и тронул её за плечо.
— Слав, это нормально, когда близкие люди помогают друг другу. Всё, давай спать.
На следующий день, идя к Люсе, Славка очень волновался. Прежде ему не приходилось бывать у неё дома, и он боялся лицом к лицу повстречаться с её родителями. Но беспокойство оказалось напрасным. Мама и папа Люси оказались очень тактичными людьми: мама приготовила стол, и они с папой ушли в гости, предварительно дав Люсе наставления о приличном поведении. А Люсин папа уже у двери пошутил:
— Смотрите, молодые люди, чтобы жалоб от соседей не было. Я всё узнаю. У нас тут камера слежения стоит. — И засмеялся.
Славка поёжился, принимая слова за чистую монету. Но Люся толкнула его локтем и шепнула: «Шутка».
Кроме Славки гостей было четверо: Катя и Марина — подружки Люси по музыкальной школе и два мальчика из её подъезда — Игорь и Толик, оба годом младше, из другой школы. Раньше Славка видел их только издали. Славка подумал, как хорошо, что она не пригласила никого из одноклассников. Игорь открыл лимонад, разлил по фужерам и поздравил именинницу с четырнадцатилетием. Выпили, попробовали салаты. И только теперь Славка вспомнил, что букет и подарок лежат в прихожей на тумбочке. «Какой же я кретин!» Что теперь делать? Не идти же за подарком, когда все за столом сидят. Остальные гости уже подарили подарки: Игорь с Толиком принесли пластинки с записями какой-то модной рок-группы. Славка плохо в этом разбирался. Девчонки подарили что-то из косметики. Цветов не подарил никто — в марте взять их просто негде. Дождавшись, когда заиграла музыка, Славка вышел в прихожую и знаком вызвал туда Люсю.
— Ты извини, что я сразу тебе не отдал. Просто твоя мама дверь открыла, и я растерялся. А потом забыл. Вот, — он протянул Люсе завёрнутую в гофрированную бумагу книгу.
— Спасибо, — улыбнулась Люся и стала разворачивать обёртку. — Ох! Вот это да! Ценная книга! Такую нигде не купишь. Только по знакомству! Вот это подарок так подарок! — восхищённо защебетала она.
— А это, — Славка замешкался, снимая с букета газету, — тоже тебе, — и протянул букет.
Люся, как в замедленном кадре, протянула руки, взяла букет и прикоснулась щекой к цветам. Она удивлённо уставилась на Славку, а потом вдруг отвела букет в сторону и прикоснулась к его щеке своими тёплыми губами. Славкина кровь вскипела, как газировка, сердце застучало так сильно, как будто намеревалось выскочить из грудной клетки, в горле пересохло. Ему хотелось, чтобы она не отходила, чтобы можно было бесконечно долго чувствовать у своей щеки её вздрагивающие губы. Но Люся улыбнулась и просто сказала:
— Спасибо! Чудесные хризантемы. Пойдём, поможешь мне поставить их в вазу. Пока на кухне она подрезала стебли, а Славка набирал воду в вазу, Люся рассказывала:
— Есть легенда про хризантемы. Злой дракон решил похитить у людей солнце. Но когда схватил его, то сильно обжёг лапы. Рассвирепев, дракон стал рвать и топтать огненный шар. Солнечные искры, упав на землю, превратились в белые хризантемы.
— Красивая легенда, — сказал Славка. — Откуда ты всё знаешь?
Задал вопрос и смутился. Глупо об этом спрашивать, побывав в их квартире, где стеллажи с книгами занимают две стены, от пола до потолка.
— Читаю. Я люблю читать, — безо всякого хвастовства ответила Люся.
День рождения закончился около девяти часов вечера, когда вернулись Люсины папа и мама. Люся вышла на площадку, чтобы проводить Славу. Они постояли молча, потом она взяла его за руки и попросила прощения за то, что отказалась танцевать с ним на школьном вечере:
— Подумать только, какой я была дурой! Прости меня, Слав. Гордилась непонятно чем. Про рост зачем-то сказала. Как будто человека по росту оценивать надо. Идиотка просто.
— Не надо. Я уже и забыл про это, — соврал Славка.
И тут она поцеловала его. В губы. Славка растерялся. Он не знал, как нужно правильно целоваться. А Люся лишь прикоснулась ненадолго к его губам, скользнула к уху и прошептала:
— Я люблю тебя, Слав.
Он опешил, не сразу сообразил, что сказать, а потом сжал её руки и сказал:
— И я. Давно тебя люблю.
Люся улыбнулась. Но договорить им не удалось, Люсю позвала мама.
Славка летел домой, как на крыльях. И все последующие дни его не отпускало парящее чувство счастья — хотелось смеяться без причины, улыбаться всем прохожим, и даже давнишние соперники Витька Климов и Женька Федоркин уже не вызывали в нём раздражения. Им ли теперь с ним тягаться, когда сама Люся сказала, что она его любит?
А неделю спустя, придя вечером домой с тренировки, Славка узнал от мамы, что сразу после того, как он сдаст экзамены за восьмой класс, они уедут в Ленинград. Это решено. Не поспоришь.
— А как же военное училище? — спросил Славка потрясённо.
— Не переживай, сынок, в Ленинграде есть Нахимовское училище. Будешь военным моряком.
— Но я же не хотел моряком, — чуть не плача, сказал Славка.
— Значит, выберешь другое училище. Или пойдёшь в девятый класс, — спокойно сказала мама. — Впрочем, у тебя есть выбор.
— Какой? — оживился Славка.
— Ты ведь можешь помириться с папой и остаться жить с ним. Тем более что он переедет в эту квартиру. Это ведь ему квартиру давали от предприятия.
— Мама, как ты можешь! Чтобы я жил с ним и этой его... кикиморой! Ни за что.
— Слава, она не кикимора. Вполне симпатичная.
— Так ты его уже простила?
— Сынок, у нас с ним не сложилось. Так бывает. Держать насильно человека нельзя. Семья ведь не тюрьма.
Славка насупил брови, сидел, опустив глаза в пол, потом ответил:
— И всё равно. Не хочу я с ними.
— Значит, едем все вместе? — улыбнулась мама.
— Едем, — вздохнул Славка.
— Ты из-за Люси расстроился? Что она будет далеко?
Славка молчал.
— Не расстраивайся, она может приехать к нам на летние каникулы. Да и ты ведь можешь приехать на зимние. У курсантов, по-моему, бесплатные билеты.
— Да? — оживился Славка. — Это здорово.
Здорово-то здорово, но предстояло ещё Люсе сообщить об отъезде. А как это сделать, Славка не знал. Он долго не мог решиться на разговор, а между тем близился конец учебного года и надо было осмелиться во что бы то ни стало. Не в последний же день ошарашивать Люсю этой новостью. Каждый день Славка говорил себе: «Сегодня скажу». И каждый день откладывал разговор на завтра. Он внутренне смирился с отъездом, ведь не на Марс же он улетает. При современной технике можно добраться от Ленинграда до их посёлка за сутки. Если бы не пересадка в Москве, то можно было доехать и быстрее. Конечно, если бы он поступил учиться в Приморье, они с Люсей смогли бы видеться чаще. Намного чаще.
Часть 4-я здесь:
Часть 5-я здесь:
Часть 6-я здесь:
Часть 7-я здесь:
Часть 8-я здесь:
Часть 9-я здесь: