Читая дневник владыки Арсения, я в который раз задавал себе вопрос: где та узкая тропинка, которая проводит человека через многие соблазны и искушения? Рассуждение и благоразумие, на первый взгляд, понятные добродетели. Да и в обычной жизни слышим мы: семь раз отмерь и один отрежь. А еще в поучениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина рассуждение стоит во главе многих духовных добродетелей. Ведь пост и молитва, труд и милостыня, затвор и служение людям без рассуждения, порой губительны и опасны. То же пишет и завещает современным христианам святитель Игнатий Брянчанинов, называя рассуждение единственным путем всякого правильного духовного делания. Но как же нам, немощным, приобрести этот спасительный навык?
Нам, тем, кому уготован путь падений и ошибок, пора однажды как следует испугаться. Мы удивительно бесстрашны, даже это слово страшновато в чем-то. Наша способность наступать на одни и те же духовные грабли бесконечное количество раз поразительна. Порой и минуты не проходит после очередной встречи с не приятным препятствием, а мы уже снова бесстрашно кидаемся в темноту страстей и во мрак крайностей. Но чего же или кого же надо нам испугаться? Рассматривая свою малую и убогую духовную жизнь, могу с уверенность сказать: себя! Бояться себя можно и нужно, мы слишком самонадеянны и самоуверенны, а жаль.
В письмах святителя Игнатия читаю такие строки: «...не употребляю никаких средств кроме немощной моей молитвы, в которой прошу, чтоб совершалась надо мною воля Божия. – Это прошение воли Божией внушается БОЯЗНИЮ, чтоб не попросить чего, превышающаго мои силы. Эта боязнь внушена самым опытом: ибо во всех опытах, коими испытывалась моя сила, обнаруживалась моя немощь; где бесы рисовали пред моим умом картину блистательных успехов, там, на самом деле, оказывался ущерб, там возникло бедствие, там прикрывалась цветами гибельная пропасть. Я познавал обман, по совершении обмана; познавал прелесть, будучи обольщен и поврежден ею. Теперь боюсь предпринять что-либо особенное самовольно, хотя бы и почитал это душеполезным...» Какое яркое духовное наблюдение!
Могу только с уверенностью сказать, что и про меня это написано. И совету этому я пытаюсь следовать с более или менее успешными потугами, но всякий раз неуклонно увлекаюсь бесстрашием своим и понимаю: слаб человек, особенно когда мнит о себе и думает, что силен, или крепок, или сам себе голова. Подобные мысли губят целые народы и государства, а уж одного немощного человека приводят в крайнее расстройство. Вот и страдаем мы от отсутствия премудрого страха Божия и невнимания к нашим книжным наставникам. Помоги нам, Господи, знаемым только Тебе одному способом, приобрести спасительный и благоразумный страх и осторожность, как говорил святой праведный Алексий Мечев, перед «яшкой» и «окаяшкой», нашими вечными врагами. И если "окаяшку" мы еще кое как побаиваемся, то себя, убогих, бояться явно не научились. А эта наука может вывести человека из любого духовного тупика к яркому свету смиренномудрия и духовного опыта.