Какие наставления дал преп. Иосиф Исихаст, современный греческий святой, юноше, желавшему обучиться умному деланию?
Преп. Иосиф Исихаст (1897-1959, в миру — Франциск Коттис, день памяти — 29 августа, канонизирован в 2019 году) афонский старец и святой. Его называют еще Иосифом Молчальником или Иосифом Пещерником. Он был творителем Иисусовой молитвы более 40 лет, умным делателем, и щедро делился этим, как он называл «духовным ремеслом» как с монашествующими, так и с мирянами.
При жизни, ему, как и многим другим старцам и святым (например, преп. Оптинским старцам или святителю Феофану Затворнику) люди писали письма, задавая вопросы по духовной жизни. И святые отвечали людям, делясь жемчужинами духовного опыта.
Старец Иосиф, также, с радостью и во благо вопрошавшего отвечал.
Написал ему раз один юноша по волнующему его вопросу:
как правильно творить Иисусову молитву и что ценного она дает человеку?
Старец ответил ему так:
«Делание умной молитвы заключается в понуждении себя произносить все время молитву устами, непрестанно. Вначале быстро, чтобы ум не успевал образовывать помысл парения. Внимай только словам: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Когда это продлится достаточно долго (сколько потребно твоему уму, каждому разное время требуется), ум к этому привыкает и сам их произносит.
Когда ум к ним (словам молитвы — прим. автора) привыкнет и насытится – хорошо их выучит, – тогда посылает их в сердце. Потому что ум – питатель души, и, если он что‑то доброе или злое узнает или услышит, работа его – опустить это в сердце, центр духовной и телесной силы человека, престол ума. И когда молящийся не дает своему уму ничего представлять, но внимает только словам молитвы, тогда, дыша легко, с некоторым понуждением и усилием своей воли опускает его в сердце, и держит его там как бы взаперти, и размеренно произносит молитву:
«Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Вначале он произносит несколько раз молитву и делает один вдох. Затем, когда ум привыкнет стоять в сердце, он произносит одну молитву на каждом вдохе. «Господи Иисусе Христе» – вдох, «помилуй мя» – выдох.
Это совершается до тех пор, пока не осенит и не начнет действовать в душе благодать. (преп. Иосиф Исихаст «Письма к монашествующим и мирянам»).
Эта молитва, как объясняет святой Иосиф Исихаст совершается везде в течение дня. Именно поэтому, она называется деланием. Для мирян, у которых много земных забот,можно выбирать подходящее время и совершать эту молитву в это время. Самое главное условие здесь: спокойствие ума. Надо найти то место мирянину, где он может успокоиться и на какое-то время заняться таким деланием.
Основное, на чем делает акцент старец Иосиф, говоря юноше: не принимай никаких мечтаний, эмоций, сласти в душе. Просто произноси молитву умом, потом сердцем, но без эмоций и мечтаний.
Святой Иосиф замечает юноше важный момент:
«Таким деланием, ты показываешь Богу свое произволение (совершаешь свой выбор в направлении Бога — прим. автора), но все зависит от Него, даст ли Он тебе это. Бог есть начало и конец. Благодать Его делает все. Она – движущая сила.» (там же).
Старец Иосиф Исихаст обозначает еще важнейший момент: о духовной любви.
Она должна быть контекстом духовной жизни, без нее никак. Как ее обрести в качестве такого контекста?
«Чтобы появилась и стала действовать любовь, нужно хранить заповеди. Когда ты встаешь ночью и молишься, когда видишь больного и ему сострадаешь, видишь вдову и сирот, стариков и оказываешь им милосердие, тогда тебя любит Бог. И тогда и ты Его любишь. Он первый любит и изливает Свою благодать. И мы отдаем свое от своего, «Твоя от Твоих» (там же).
В завершении старец Иосиф духовно вдохновляет юношу и показывает ценность умного делания:
«Я уверен, что ты обретешь молитву. Не сомневайся. Только стучи прямо в дверь божественной милости, и в любом случае Христос тебе откроет. Иначе быть не может. Возлюби Его много, чтобы принять много. В любви к Нему, большой или малой, заключается и дарование – большое или малое» (там же).