Алексей, аналитический психотерапевт, практика 5 лет:
— Четыре месяца назад ко мне обратилась девушка 26-ти лет с уставшим лицом, жалобами на биполярное расстройство и желанием научиться контролировать своё состояние.
Она много трудится, сама себя обеспечивает, дважды в год отдыхает на дорогих курортах, но удовольствия от жизни не получает. Отношения не складываются. Периодически возникают суицидальные идеи, но без попыток реализовать их.
Создавалось впечатление, что успехов в жизни она добивалась вопреки, а не благодаря.
В беседах со мной она демонстрирует только депрессивную сторону. В ответ на любой мой вопрос или интерпретацию она плачет. Даже когда я протягиваю ей салфетки, она начинает ещё сильнее рыдать. В какие-то моменты мне кажется, что она пытается манипулировать мной, в какие-то — испытывает жалость к себе. Но я запутался. Мне кажется, что я совершенно не в контакте с ней, чувствую себя потерянным. А временами я осознаю, что очень раздражён её слезливым поведением. Хотя на слёзы других клиентов я реагирую нормально.
Что такое происходит в наших отношениях, из-за чего я чувствую в себе такую неуверенность в работе с ней?
Группа отразила всевозможные переживания за Алексея и его клиентки. Называлось сочувствие, раздражение, тревога, опустошённость…
Вернувшись в группу, Алексей дал такую обратную связь:
— Я понял, что она так же настойчиво идёт в терапию, как и не боится трудностей по жизни. А я, видимо, наполнен теми же чувствами, что и окружение моей клиентки. Она как будто вовлекает всех в свои переживания и добивается своего их руками и за счёт их энергии. Мне страшно действительно прикоснуться к её боли, чтобы не потерять свои границы и не стать игрушкой в её руках.
Это осознание придало уверенности Алексею, снизило тревогу потерять собственные границы и помогло продолжить терапию более эффективно.
Были ли похожие случаи в вашей практике?