Что же такое память?
Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Память имеет свойства как принадлежащие всем людям, так и свойства характерные отдельному человеку.
Виды памяти:
1. наглядно-образная запоминаются наглядные образы, цвет, звуки, лица и т.д.
2. словесно-логическая запоминается словесный, нередко абстрактный материал, понятия, формулы и т.п.
3. механическая- память, основанная на повторении материала без его осмысливания.
4. оперативная- вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определённой деятельности.
5. образная- существует в форме образов ранее воспринимаемых предметов, событий, явлений.
Важнейшей индивидуальной особенностью в образовательном процессе является доминирующий тип памяти и восприятия у учеников. Кто-то лучше запоминает на слух, а у кого-то лучше развита зрительная память. К счастью, любую память можно тренировать в любом возрасте. Поэтому не стоит отчаиваться, если не сразу быстро будете запоминать слова, тексты, фразы на слух и т.д.
Доминирующая память:
Слуховая, вербальная (словесная) память доминирует у 40% людей. Это люди восприимчивые к словам, ритмам и звукам. Непроизвольно они мыслят игрой слов и словесными ассоциациями.
Кинестетическая, или "мышечная" память - это тип памяти, который мы используем при движениях, привычных или необычных. Такой тип памяти очень восприимчив к повседневной практике и повторению, поэтому он предшествует вербальной памяти.
Зрительная память, несомненно, самая распространенная из всех - она преобладает у большинства людей.
Что думают психологи?
Психологи утверждают, что средний человек помнит только:
10% того, что читает;
20% того, что слышит;
30% того, что видит;
50% того, что видит и слышит одновременно;
70% того, что говорит и
90% того, что делает и говорит одновременно.
Что сделать чтобы повысить успеваемость и эффективность вашей памяти
При записи информации посредством сразу нескольких органов чувств, остается более прочный след в памяти. Способность человека запомнить 50% того, что он видит и слышит одновременно, говорит о том, что материал запоминается более прочно при задействовании не одного, а сразу двух анализаторов одновременно.
Поэтому так важно использовать в процессе запоминания учебного материала видеоматериалы, а после просмотра - обязательно подключать ролевые игры и другие способы запоминания коммуникативного характера. Мозг, как и наше тело, нуждается в постоянной тренировке. Нет плохой памяти, а есть память нетренированная.
Нетренированная память и как её тренировать
Память тренируется с помощью упражнений, развивающих разные виды памяти.
Например, таких упражнений:
1. Посмотрите на цифры, но не очень долго. После чего закройте их листом бумаги. На другом же листе бумаги напиши то, что вы смогли запомнить:
73926
39024
2. Для этого упражнения необходимо 12-13 спичек или столько же палочек. Ведущий бросает на стол спички или палочки и через несколько секунд закрывает их листом бумаги. Затем вы должны сказать, сколько спичек или палочек лежит под газетой или платком.
На основании вышеизложенного можно сказать, что без памяти невозможно нормальное существование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из мира животных и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Память играет важную роль в жизни школьника. Обладая отличной памятью, ученик легко сможет усваивать учебный материал. Для этого необходимы систематические усилия по тренировке навыков запоминания.