Найти тему
Марафон Инсайтов

Что такое шанс в жизни человека? Путь Борислава Струлева.

В гостях проекта Марафон Инсайтов Борислав Струлев - виолончелист, выступал на лучших площадках мира — легендарные Карнеги-холл и Линкольн-центр (Alice Tully Hall и Эвери-Фишер-холл) в Нью-Йорке, Центр исполнительских искусств имени Дж. Ф. Кеннеди в Вашингтоне

Борислав Струлев, виолончелист.
Борислав Струлев, виолончелист.
Приходит Люк Бессон, чтобы проверить музыку для фильма. Мы ждали, что нас будут хвалить, шампанское открыли, а он становится всё грустнее и грустнее - и начинает ругаться по-французски.

-Борислав, привет!

- Привет, Андрей! Я смотрю, у тебя уже побывало много мастеров! Актёры, гонщица… Откуда у тебя появилось желание пообщаться с разными людьми?

- Меня всегда интересовал путь человека: как и куда он двигается, какой выбор совершает. Хочется поделиться наблюдениями с другими людьми, чтобы они о чём-то задумались. Мы часто ориентируемся на людей, которых уже нет в живых. Но прямо сейчас, параллельно с нами, живут люди, которые делают интересные вещи и получают уникальный опыт. Хочется рассказать про них. Я внимательно наблюдал за тобой, где тебя можно было послушать, и понял, что ты тоже не расслаблялся в изоляции.

- Конечно! Музыка всегда с нами. Я тебе даже больше скажу: в каком-то смысле именно коронавирус заставлял и заставляет меня делать эти видеозаписи. Это - видеоотчеты перед собой, композитором, просто друзьями и слушателями. До коронавируса я бы никогда не стал сидеть и записывать какие-то пьесы один, без фортепиано. Раньше нужно было вложить достаточно много денег в качество видео, в графику и тому подобное, чтобы донести свою музыку до окружающих. На самом деле это не нужно. Мы поняли: если ты что-то делаешь “живо”, делишься какими-то откровениями - большего и не требуется. Нужно просто включить камеру и рассказать. Люди это чувствуют. Даже “у звёзд” есть видео, где они, грубо говоря, сидят с гитарой в лесу на пне - и миллиарды просмотров. Сейчас многие русские поп-музыканты гонятся за просмотрами и лайками. Потом ты включаешь клип Рикки Мартина на песню длиной всего в две с половиной минуты - там уже почти 2 миллиарда просмотров. У нас была такая тенденция: музыканты ставят друг другу лайки на ютубе, чтобы поддержать. Наверное, так и надо: классическая музыка должна быть в чём-то недоступна.

Сейчас разные виды искусства очень перемешались. Что люди только не делают с музыкой, балетом, театром! А иногда послушаешь вечером Баха в наушниках - и как будто в храм сходил! Некоторые говорят, что если слушать Баха несколько часов подряд, то начинаешь слышать в музыке слова. Я уверен, что в ней заложена информация. Это - какое-то волшебство!

Когда мы играем Баха, Бетховена, Брамса или советских композиторов - мы соприкасаемся с ними: получаем их “духовные заряды”.

- Могу добавить, что когда я на лекциях рассказываю студентам о кино,  то иногда  просто даю им послушать музыку и спрашиваю, что же они увидели. Становится понятно, как работает наш мозг. Мы просто слышим звуки, и это заставляет наше воображение строить абсолютно потрясающие картины.

Иоганн Себастьян Бах. Фото: Globallookpress.com
Иоганн Себастьян Бах. Фото: Globallookpress.com

- Приведу свой пример. Несколько лет назад я работал с Люком Бессоном над одним из его фильмов. Мы с моим другом, композитором, долго и напряжённо трудились и создали определённую тему для невероятно романтической любовной сцены на пляже. Получилась очень красивая мелодия. Я специально играл только на одной струне (это вторая струна снизу) - так почти никто не играет (и не пишет) - это очень трудно. Специальный, очень высокий тембр.

Дальше приходит Люк Бессон, чтобы проверить музыку для фильма. Мы ждали, что нас будут хвалить, шампанское открыли, а он становится всё грустнее и грустнее - и начинает ругаться по-французски. Я не понял, в чём же дело, а он говорит, что сцена “убита музыкой”, “музыка сильнее, чем визуал”. В итоге мы перенесли эту музыку в сцену, где герой хоронит свою возлюбленную. Эта музыка была сделана специально под каждое движение внутри прекрасной любовной сцены - и вдруг она звучит там, где он несёт на руках её труп. Ужас! Однако это было решение режиссёра.

Фильм «Турбулентность» («‪La Turbulence des fluides‬») прим.ред,

Люк Бессон, режиссёр.  Фото - https://www.afisha.ru/people/268384/
Люк Бессон, режиссёр. Фото - https://www.afisha.ru/people/268384/
Когда я могу играю для себя самого - то я просто лечусь. Это помогает здоровью. Русская душа обожает орган.

Этот случай показал мне, что музыка абсолютно непредсказуема: ты думаешь, что это тема - о любви, а она, оказывается, - о смерти! Если классно снято и вовремя использовано - так и должно быть!

Иногда композитор прямо в нотах пишет пояснения, небольшие подсказки, чтобы даже через тысячу лет люди играли его музыку именно так, как он задумал. Это - святое! Но бывает, что композитор при переиздании нот возвращается к пояснениям - и всё меняет. Так бывает, когда он открыл для себя что-то новое, получил опыт и через призму этого опыта посмотрел на своё прошлое.

Считается, что король инструментов - рояль, потом идёт скрипка, а потом уже виолончель. У меня на этот счёт есть свой взгляд, он в чём-то скандальный и революционный. Я говорю, что виолончель может быть в любых видах искусства: театр, рэп, танго, опера. А электровиолончель с педалью звучит как орган.

Был у меня случай: меня однажды пригласили играть на закрытом военном заводе под Хабаровском, перед людьми, которые никогда в жизни не выезжали за границу. Я приехал с электровиолончелью. Меня сразу же спросили, где остальной оркестр: День завода всё-таки. Я их успокоил, пообещал, что это будет не так скучно, как они могли подумать. Когда вышел на сцену, то сказал, что сейчас будет звучать орган из города Кёльна - и они услышали Баха и орган: а у меня всего лишь был инструмент с четырьмя струнами. У меня у самого волосы дыбом встали от такого эффекта.

Орган Кёльнского собора.   Фото : marisha_amber
Орган Кёльнского собора. Фото : marisha_amber
Эта кассета уехала с американской писательницей Джоан Питерс , и она настояла на том, что возьмёт и покажет её, как она сказала, “важным людям”. Это был тот самый шанс!

- Это тот случай, когда твоя виолончель даёт возможность передать ощущение другого инструмента?

- Да, но важно понимать, что царь среди инструментов - это орган - потрясающая сила. Если честно, когда я могу поиграть для себя (примерно раз в месяц), то я просто лечусь. Это помогает здоровью. Русская душа обожает орган.

Был такой потрясающий органист, Гарри Гродберг. Сейчас его уже, к сожалению, нет в живых. Он когда-то рассказывал мне, что на органных концертах всегда был полный зал. Люди понимали, что будет что-то мощное, высокое, великое и “величайшее”. Когда вы сидите на концерте в органном зале - и речи нет о шелесте каких-нибудь фантиков или о чём-то подобном.

Гарри Гродберг, органист. Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости
Гарри Гродберг, органист. Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости
В обычной общеобразовательной школе я стеснялся сказать, что я виолончелист, говорил всем, что у меня за спиной лук для стрельбы.

Интересно, что, применяя технологии, можно осуществить чью-то мечту. Нажимать на виолончели ноты на струнах, двигать смычком из конского волоса - и слышать орган. Иначе говоря, меня не закидали помидорами на военном заводе под Хабаровском. Всё было очень хорошо и красиво - и меня отблагодарили на славу. Я понял, что это нужно практиковать: “идти в народ”. Есть такой великий виолончелист, Йо Йо Ма. Он создал проект “Шёлковый путь”: он играет вместе с представителями разных народов, живущих вдоль древнего “Шёлкового пути”, причём, они используют свои национальные инструменты. Он подстраивается под их “музыкальные традиции” на виолончели. Конечно, это огромный бизнес, но тем не менее.

Йо Йо Ма, виолончелист. Фото: https://www.un.org/ru/55956
Йо Йо Ма, виолончелист. Фото: https://www.un.org/ru/55956

- Скажи, откуда у тебя такое ощущение музыки? Ты с этим родился или ты приобретал это? Возможно, кто-то из наших читателей заинтересуется, но будет непонятно, как к этому подступиться: куда идти учиться, за какой инструмент браться?

- Путь был гигантский и страшный. Я родился в семье профессиональных музыкантов: мама - пианистка, папа-певец и я тоже должен был стать музыкантом. Это просто было у меня в крови. Со временем пришло понимание собственной ответственности и того, что я не имею права - это бросить. Надо ставить максимальные планки, чтобы чего-то добиться. Много раз бывало, когда я мог махнуть на всё рукой. В такие моменты помогали мои педагоги. Изначально мне было интересно заниматься на виолончели. Когда мы играем Баха, Бетховена, Брамса или советских композиторов - мы соприкасаемся с ними: получаем их “духовные заряды”.

В обычной общеобразовательной школе я стеснялся сказать, что я виолончелист, говорил всем, что у меня за спиной лук для стрельбы. Однажды моя учительница сказала: “Тебе нужно “обыграться” перед экзаменом. Давай сделаем концерт в твоей школе”. Я спросил: “Вы хотите, чтобы меня убили? Я же всем хулиганам уже три года вру, чтобы никто не разбил мне инструмент”. Но концерт всё-таки состоялся: я был весь красный, это был самый большой позор в моей жизни - признаться, что я музыкант. И произведение ещё выбрали Камиля Сен-Санса “Лебедь”. Я надеялся, что случится хоть что-нибудь: может, метеорит упадёт - и я всё-таки не буду это играть.

Реакция была совершенно непредсказуемая. Самый главный хулиган растрогался, забыл про мой “лук” и спросил: “Борислав, чего же ты раньше не говорил? Если хоть кто-то дотронется до виолончели - ты сразу говори мне”.

Потом всё сильно изменилось: сейчас переизбыток и копирование западных трендов. На телевиденье всего несколько российских оригинальных передач. Мы потеряли хороших педагогов: многие уехали в Китай, там хорошо платили. Я сам себя называю советско-российско-американский виолончелист - это три больших этапа, которые я прошёл.

В Советском Союзе мне дали возможность учиться и дорогущий государственный коллекционный инструмент - почти бесплатно, за какие-то копейки.

Сейчас я организую свои фестивали. Скоро будет фестиваль “BelgorodMusicFest”.

- А где ты учился в Америке?

- В Манхэттенской музыкальной школе. Мне там дали полную стипендию. Обучение на Западе  нереально: речь идёт о десятках тысяч долларов. Сейчас получить образование виолончелиста стоит, по-моему, уже 52 тысячи долларов в год. А будущее - без перспектив.

В 1992 году меня пригласили на дебют в Кеннеди-центр. Там меня прослушала Марта Казальс-Истомин, вдова Пабло Казальса: она тогда была директором школы, так что эта итория со стипендией - редкая удача.

- Как у тебя получилось попасть туда в 1992 году?

- Я играл в Москве с американским дирижёром - и это выступление было записано на видеокассету. Эта кассета уехала с американской писательницей Джоан Питерс , и она настояла на том, что возьмёт и покажет её, как она сказала, “важным людям”. Это был тот самый шанс! Если бы не он - кто знает, чем бы я занимался, может, мы бы вообще не разговаривали сейчас с тобой - никто не знает наших судеб. Не надо жалеть о том, что произошло: если завтра на нас упадёт атомная бомба - я ни о чём не жалею. Я прочувствовал всё, что человек только может желать, сыграл безумное количество разной музыки вместе с другими музыкантами.

На своём пути нужно всегда быть готовым к новым возможностям - можно добиться чего угодно. Важно найти в себе силы это сделать.

Марта Казальс-Истомин и Борислав Струлев
Марта Казальс-Истомин и Борислав Струлев
Вы должны погрузиться в шквал своих эмоций, в музыку. Это и есть - магия звука.

- Расскажи, как в наше время людям нужно ориентироваться в потоке информации. Сейчас очень часто реклама навязывает исполнителя слушателям: его становится очень много, и у слушателя просто нет выбора, потому что этот исполнитель звучит отовсюду.

- Я понимаю, о чём ты говоришь. К сожалению (или к счастью), виолончелистов очень мало. В первую очередь я бы советовал слушать чёрно-белые записи старых мастеров. Тогда вы точно не “промахнётесь”: есть качества, которые нужно воспитывать в себе силой воли и “молитвенным отношением” к великим людям, которые отдали жизнь своему делу (той же виолончели). И так - во всём.

Наша задача сесть за инструмент, чтобы вы потом просто забыли, что это - виолончель. Вы должны погрузиться в шквал своих эмоций, в музыку. Это и есть - магия звука. Этим обладали итальянские мастера, которые могли погрузить человека в пучину эмоций “без ора” и давления. Человеку даётся дар  - и он должен пронести его через жизнь, не потеряв и не сломав. Бывает, что в консерваторию приходит тенор, а уходит бас, или наоборот. Переломался голос. Это странно и не правильно.

Сейчас очень много возможностей правильно сформировать свой вкус. Доступно всё: общение с друзьями и семьей, инструменты, ноты. При возможности можно поехать в любую точку мира к любому артисту на мастер-класс.

Ты можешь махнуть рукой, если тебе где-то отказали, но этого делать нельзя.

-Главное - это желание, нужно увидеть свою цель. Конечно, могут быть определённые ограничения, но чаще всего они у человека в голове. Главное - вера в себя.

- Да, тут главное не останавливаться. Сейчас очень много мест, куда можно попасть, педагогов, и кто-то из них скажет тебе “да”. Нельзя останавливаться. Ты можешь махнуть рукой, если тебе где-то отказали, но этого делать нельзя. Каждого второго гения выгоняли откуда-либо за “профнепригодность”.

Был такой гениальный виолончелист, Даниил Шафран. Потрясающий музыкант. Но, когда я учился, меня педагоги часто ругали: “Зачем ты сделал такой переход в ноту? Что за “шафранизм” устроил?”. Его подавали мне, как отрицательный пример, несмотря на то, что в Советском Союзе он был гениальным и уникальным виолончелистом. Сейчас ты слушаешь его и понимаешь, что это - гениально, что это - классика!

 Даниил Шафран, виолончелист.
Даниил Шафран, виолончелист.

Шнитке? “Да вы что, это же современщина! Это нельзя слушать”. А посмотрите, сколько всего и ужасного и гениального было сделано после Шнитке. Сейчас он уже воспринимается, как классика.

Скажи, пожалуйста, ты преподаёшь сам?

Альфред Шнитке. 1989 год © ТАСС
Альфред Шнитке. 1989 год © ТАСС

Умение рисовать влияет на всю нашу жизнь.

- Я преподаю на разных фестивалях, даю мастер-классы, работаю с разными возрастами: были те, кому десять лет, тридцать, сорок. Мальчик, с которым я провёл несколько занятий по виолончели, недавно выиграл в конкурсе “Синяя птица” на канале “Россия”.

- Не думаешь открыть свою школу?

- Своя школа - это невероятная ответственность. Нужна профессиональная команда честных людей. Открыть ИП, заниматься финансовой стороной, отвечать за пожарную безопасность, заниматься пиаром… Я могу собрать команду потрясающих мастеров, которые будут преподавать. Мне не нравится академическое “тяжёлое” образование. Если открывать школу - она должна быть как Институт Ксавьера из “Людей Икс”. Виолончелист должен с детства получать широкий спектр гуманитарных наук, например, уроки рисования, потому что, когда в первом классе нам запрещают рисовать и заставляют писать, этим губят наше персональное “Я”. Умение рисовать влияет на всю нашу жизнь. Посмотрите, к чему приводит следование шаблонам. Сейчас даже кино снимается по шаблону, потому что так быстрее и дешевле - творчества нет.

- Ты говоришь очень интересные вещи! Спасибо тебе за интересные инсайты, за то, как ты поделился с нами своей энергией, за веру в музыку и за мотивацию. Всего тебе хорошего!

- Я тоже был очень рад поговорить и поделиться своими мыслями! Тебе тоже всего хорошего!

***

Интервью было записано в июне 2020 года.

МАРАФОН ИНСАЙТОВ
Подписывайтесь на страницу проекта и не пропустите новые публикации интервью с уникальными людьми в своих профессиях.

Автор и ведущий проекта: Андрей Дейч
Редактор проекта: Александр Выгран
Телеграмм канал: https://t.me/joinchat/VnqN77-R5yNQxoqd

Вы также можете послушать это интервью в подкасте:

Yandex.Music: https://music.yandex.ru/album/10836717
Apple Podcasts: https://podcasts.apple.com/podcast/id1514156223
Другие плееры: https://audioboom.com/channels/5026273
Телеграмм канал: https://t.me/joinchat/VnqN77-R5yNQxoqd
Об Авторе проекта - https://deych.com