В гостях проекта Марафон Инсайтов Борислав Струлев - виолончелист, выступал на лучших площадках мира — легендарные Карнеги-холл и Линкольн-центр (Alice Tully Hall и Эвери-Фишер-холл) в Нью-Йорке, Центр исполнительских искусств имени Дж. Ф. Кеннеди в Вашингтоне
Приходит Люк Бессон, чтобы проверить музыку для фильма. Мы ждали, что нас будут хвалить, шампанское открыли, а он становится всё грустнее и грустнее - и начинает ругаться по-французски.
-Борислав, привет!
- Привет, Андрей! Я смотрю, у тебя уже побывало много мастеров! Актёры, гонщица… Откуда у тебя появилось желание пообщаться с разными людьми?
- Меня всегда интересовал путь человека: как и куда он двигается, какой выбор совершает. Хочется поделиться наблюдениями с другими людьми, чтобы они о чём-то задумались. Мы часто ориентируемся на людей, которых уже нет в живых. Но прямо сейчас, параллельно с нами, живут люди, которые делают интересные вещи и получают уникальный опыт. Хочется рассказать про них. Я внимательно наблюдал за тобой, где тебя можно было послушать, и понял, что ты тоже не расслаблялся в изоляции.
- Конечно! Музыка всегда с нами. Я тебе даже больше скажу: в каком-то смысле именно коронавирус заставлял и заставляет меня делать эти видеозаписи. Это - видеоотчеты перед собой, композитором, просто друзьями и слушателями. До коронавируса я бы никогда не стал сидеть и записывать какие-то пьесы один, без фортепиано. Раньше нужно было вложить достаточно много денег в качество видео, в графику и тому подобное, чтобы донести свою музыку до окружающих. На самом деле это не нужно. Мы поняли: если ты что-то делаешь “живо”, делишься какими-то откровениями - большего и не требуется. Нужно просто включить камеру и рассказать. Люди это чувствуют. Даже “у звёзд” есть видео, где они, грубо говоря, сидят с гитарой в лесу на пне - и миллиарды просмотров. Сейчас многие русские поп-музыканты гонятся за просмотрами и лайками. Потом ты включаешь клип Рикки Мартина на песню длиной всего в две с половиной минуты - там уже почти 2 миллиарда просмотров. У нас была такая тенденция: музыканты ставят друг другу лайки на ютубе, чтобы поддержать. Наверное, так и надо: классическая музыка должна быть в чём-то недоступна.
Сейчас разные виды искусства очень перемешались. Что люди только не делают с музыкой, балетом, театром! А иногда послушаешь вечером Баха в наушниках - и как будто в храм сходил! Некоторые говорят, что если слушать Баха несколько часов подряд, то начинаешь слышать в музыке слова. Я уверен, что в ней заложена информация. Это - какое-то волшебство!
Когда мы играем Баха, Бетховена, Брамса или советских композиторов - мы соприкасаемся с ними: получаем их “духовные заряды”.
- Могу добавить, что когда я на лекциях рассказываю студентам о кино, то иногда просто даю им послушать музыку и спрашиваю, что же они увидели. Становится понятно, как работает наш мозг. Мы просто слышим звуки, и это заставляет наше воображение строить абсолютно потрясающие картины.
- Приведу свой пример. Несколько лет назад я работал с Люком Бессоном над одним из его фильмов. Мы с моим другом, композитором, долго и напряжённо трудились и создали определённую тему для невероятно романтической любовной сцены на пляже. Получилась очень красивая мелодия. Я специально играл только на одной струне (это вторая струна снизу) - так почти никто не играет (и не пишет) - это очень трудно. Специальный, очень высокий тембр.
Дальше приходит Люк Бессон, чтобы проверить музыку для фильма. Мы ждали, что нас будут хвалить, шампанское открыли, а он становится всё грустнее и грустнее - и начинает ругаться по-французски. Я не понял, в чём же дело, а он говорит, что сцена “убита музыкой”, “музыка сильнее, чем визуал”. В итоге мы перенесли эту музыку в сцену, где герой хоронит свою возлюбленную. Эта музыка была сделана специально под каждое движение внутри прекрасной любовной сцены - и вдруг она звучит там, где он несёт на руках её труп. Ужас! Однако это было решение режиссёра.
Фильм «Турбулентность» («La Turbulence des fluides») прим.ред,
Когда я могу играю для себя самого - то я просто лечусь. Это помогает здоровью. Русская душа обожает орган.
Этот случай показал мне, что музыка абсолютно непредсказуема: ты думаешь, что это тема - о любви, а она, оказывается, - о смерти! Если классно снято и вовремя использовано - так и должно быть!
Иногда композитор прямо в нотах пишет пояснения, небольшие подсказки, чтобы даже через тысячу лет люди играли его музыку именно так, как он задумал. Это - святое! Но бывает, что композитор при переиздании нот возвращается к пояснениям - и всё меняет. Так бывает, когда он открыл для себя что-то новое, получил опыт и через призму этого опыта посмотрел на своё прошлое.
Считается, что король инструментов - рояль, потом идёт скрипка, а потом уже виолончель. У меня на этот счёт есть свой взгляд, он в чём-то скандальный и революционный. Я говорю, что виолончель может быть в любых видах искусства: театр, рэп, танго, опера. А электровиолончель с педалью звучит как орган.
Был у меня случай: меня однажды пригласили играть на закрытом военном заводе под Хабаровском, перед людьми, которые никогда в жизни не выезжали за границу. Я приехал с электровиолончелью. Меня сразу же спросили, где остальной оркестр: День завода всё-таки. Я их успокоил, пообещал, что это будет не так скучно, как они могли подумать. Когда вышел на сцену, то сказал, что сейчас будет звучать орган из города Кёльна - и они услышали Баха и орган: а у меня всего лишь был инструмент с четырьмя струнами. У меня у самого волосы дыбом встали от такого эффекта.
Эта кассета уехала с американской писательницей Джоан Питерс , и она настояла на том, что возьмёт и покажет её, как она сказала, “важным людям”. Это был тот самый шанс!
- Это тот случай, когда твоя виолончель даёт возможность передать ощущение другого инструмента?
- Да, но важно понимать, что царь среди инструментов - это орган - потрясающая сила. Если честно, когда я могу поиграть для себя (примерно раз в месяц), то я просто лечусь. Это помогает здоровью. Русская душа обожает орган.
Был такой потрясающий органист, Гарри Гродберг. Сейчас его уже, к сожалению, нет в живых. Он когда-то рассказывал мне, что на органных концертах всегда был полный зал. Люди понимали, что будет что-то мощное, высокое, великое и “величайшее”. Когда вы сидите на концерте в органном зале - и речи нет о шелесте каких-нибудь фантиков или о чём-то подобном.
В обычной общеобразовательной школе я стеснялся сказать, что я виолончелист, говорил всем, что у меня за спиной лук для стрельбы.
Интересно, что, применяя технологии, можно осуществить чью-то мечту. Нажимать на виолончели ноты на струнах, двигать смычком из конского волоса - и слышать орган. Иначе говоря, меня не закидали помидорами на военном заводе под Хабаровском. Всё было очень хорошо и красиво - и меня отблагодарили на славу. Я понял, что это нужно практиковать: “идти в народ”. Есть такой великий виолончелист, Йо Йо Ма. Он создал проект “Шёлковый путь”: он играет вместе с представителями разных народов, живущих вдоль древнего “Шёлкового пути”, причём, они используют свои национальные инструменты. Он подстраивается под их “музыкальные традиции” на виолончели. Конечно, это огромный бизнес, но тем не менее.
- Скажи, откуда у тебя такое ощущение музыки? Ты с этим родился или ты приобретал это? Возможно, кто-то из наших читателей заинтересуется, но будет непонятно, как к этому подступиться: куда идти учиться, за какой инструмент браться?
- Путь был гигантский и страшный. Я родился в семье профессиональных музыкантов: мама - пианистка, папа-певец и я тоже должен был стать музыкантом. Это просто было у меня в крови. Со временем пришло понимание собственной ответственности и того, что я не имею права - это бросить. Надо ставить максимальные планки, чтобы чего-то добиться. Много раз бывало, когда я мог махнуть на всё рукой. В такие моменты помогали мои педагоги. Изначально мне было интересно заниматься на виолончели. Когда мы играем Баха, Бетховена, Брамса или советских композиторов - мы соприкасаемся с ними: получаем их “духовные заряды”.
В обычной общеобразовательной школе я стеснялся сказать, что я виолончелист, говорил всем, что у меня за спиной лук для стрельбы. Однажды моя учительница сказала: “Тебе нужно “обыграться” перед экзаменом. Давай сделаем концерт в твоей школе”. Я спросил: “Вы хотите, чтобы меня убили? Я же всем хулиганам уже три года вру, чтобы никто не разбил мне инструмент”. Но концерт всё-таки состоялся: я был весь красный, это был самый большой позор в моей жизни - признаться, что я музыкант. И произведение ещё выбрали Камиля Сен-Санса “Лебедь”. Я надеялся, что случится хоть что-нибудь: может, метеорит упадёт - и я всё-таки не буду это играть.
Реакция была совершенно непредсказуемая. Самый главный хулиган растрогался, забыл про мой “лук” и спросил: “Борислав, чего же ты раньше не говорил? Если хоть кто-то дотронется до виолончели - ты сразу говори мне”.
Потом всё сильно изменилось: сейчас переизбыток и копирование западных трендов. На телевиденье всего несколько российских оригинальных передач. Мы потеряли хороших педагогов: многие уехали в Китай, там хорошо платили. Я сам себя называю советско-российско-американский виолончелист - это три больших этапа, которые я прошёл.
В Советском Союзе мне дали возможность учиться и дорогущий государственный коллекционный инструмент - почти бесплатно, за какие-то копейки.
Сейчас я организую свои фестивали. Скоро будет фестиваль “BelgorodMusicFest”.
- А где ты учился в Америке?
- В Манхэттенской музыкальной школе. Мне там дали полную стипендию. Обучение на Западе нереально: речь идёт о десятках тысяч долларов. Сейчас получить образование виолончелиста стоит, по-моему, уже 52 тысячи долларов в год. А будущее - без перспектив.
В 1992 году меня пригласили на дебют в Кеннеди-центр. Там меня прослушала Марта Казальс-Истомин, вдова Пабло Казальса: она тогда была директором школы, так что эта итория со стипендией - редкая удача.
- Как у тебя получилось попасть туда в 1992 году?
- Я играл в Москве с американским дирижёром - и это выступление было записано на видеокассету. Эта кассета уехала с американской писательницей Джоан Питерс , и она настояла на том, что возьмёт и покажет её, как она сказала, “важным людям”. Это был тот самый шанс! Если бы не он - кто знает, чем бы я занимался, может, мы бы вообще не разговаривали сейчас с тобой - никто не знает наших судеб. Не надо жалеть о том, что произошло: если завтра на нас упадёт атомная бомба - я ни о чём не жалею. Я прочувствовал всё, что человек только может желать, сыграл безумное количество разной музыки вместе с другими музыкантами.
На своём пути нужно всегда быть готовым к новым возможностям - можно добиться чего угодно. Важно найти в себе силы это сделать.
Вы должны погрузиться в шквал своих эмоций, в музыку. Это и есть - магия звука.
- Расскажи, как в наше время людям нужно ориентироваться в потоке информации. Сейчас очень часто реклама навязывает исполнителя слушателям: его становится очень много, и у слушателя просто нет выбора, потому что этот исполнитель звучит отовсюду.
- Я понимаю, о чём ты говоришь. К сожалению (или к счастью), виолончелистов очень мало. В первую очередь я бы советовал слушать чёрно-белые записи старых мастеров. Тогда вы точно не “промахнётесь”: есть качества, которые нужно воспитывать в себе силой воли и “молитвенным отношением” к великим людям, которые отдали жизнь своему делу (той же виолончели). И так - во всём.
Наша задача сесть за инструмент, чтобы вы потом просто забыли, что это - виолончель. Вы должны погрузиться в шквал своих эмоций, в музыку. Это и есть - магия звука. Этим обладали итальянские мастера, которые могли погрузить человека в пучину эмоций “без ора” и давления. Человеку даётся дар - и он должен пронести его через жизнь, не потеряв и не сломав. Бывает, что в консерваторию приходит тенор, а уходит бас, или наоборот. Переломался голос. Это странно и не правильно.
Сейчас очень много возможностей правильно сформировать свой вкус. Доступно всё: общение с друзьями и семьей, инструменты, ноты. При возможности можно поехать в любую точку мира к любому артисту на мастер-класс.
Ты можешь махнуть рукой, если тебе где-то отказали, но этого делать нельзя.
-Главное - это желание, нужно увидеть свою цель. Конечно, могут быть определённые ограничения, но чаще всего они у человека в голове. Главное - вера в себя.
- Да, тут главное не останавливаться. Сейчас очень много мест, куда можно попасть, педагогов, и кто-то из них скажет тебе “да”. Нельзя останавливаться. Ты можешь махнуть рукой, если тебе где-то отказали, но этого делать нельзя. Каждого второго гения выгоняли откуда-либо за “профнепригодность”.
Был такой гениальный виолончелист, Даниил Шафран. Потрясающий музыкант. Но, когда я учился, меня педагоги часто ругали: “Зачем ты сделал такой переход в ноту? Что за “шафранизм” устроил?”. Его подавали мне, как отрицательный пример, несмотря на то, что в Советском Союзе он был гениальным и уникальным виолончелистом. Сейчас ты слушаешь его и понимаешь, что это - гениально, что это - классика!
Шнитке? “Да вы что, это же современщина! Это нельзя слушать”. А посмотрите, сколько всего и ужасного и гениального было сделано после Шнитке. Сейчас он уже воспринимается, как классика.
Скажи, пожалуйста, ты преподаёшь сам?
Умение рисовать влияет на всю нашу жизнь.
- Я преподаю на разных фестивалях, даю мастер-классы, работаю с разными возрастами: были те, кому десять лет, тридцать, сорок. Мальчик, с которым я провёл несколько занятий по виолончели, недавно выиграл в конкурсе “Синяя птица” на канале “Россия”.
- Не думаешь открыть свою школу?
- Своя школа - это невероятная ответственность. Нужна профессиональная команда честных людей. Открыть ИП, заниматься финансовой стороной, отвечать за пожарную безопасность, заниматься пиаром… Я могу собрать команду потрясающих мастеров, которые будут преподавать. Мне не нравится академическое “тяжёлое” образование. Если открывать школу - она должна быть как Институт Ксавьера из “Людей Икс”. Виолончелист должен с детства получать широкий спектр гуманитарных наук, например, уроки рисования, потому что, когда в первом классе нам запрещают рисовать и заставляют писать, этим губят наше персональное “Я”. Умение рисовать влияет на всю нашу жизнь. Посмотрите, к чему приводит следование шаблонам. Сейчас даже кино снимается по шаблону, потому что так быстрее и дешевле - творчества нет.
- Ты говоришь очень интересные вещи! Спасибо тебе за интересные инсайты, за то, как ты поделился с нами своей энергией, за веру в музыку и за мотивацию. Всего тебе хорошего!
- Я тоже был очень рад поговорить и поделиться своими мыслями! Тебе тоже всего хорошего!
***
Интервью было записано в июне 2020 года.
МАРАФОН ИНСАЙТОВ
Подписывайтесь на страницу проекта и не пропустите новые публикации интервью с уникальными людьми в своих профессиях.
Автор и ведущий проекта: Андрей Дейч
Редактор проекта: Александр Выгран
Телеграмм канал: https://t.me/joinchat/VnqN77-R5yNQxoqd
Вы также можете послушать это интервью в подкасте:
Yandex.Music: https://music.yandex.ru/album/10836717
Apple Podcasts: https://podcasts.apple.com/podcast/id1514156223
Другие плееры: https://audioboom.com/channels/5026273
Телеграмм канал: https://t.me/joinchat/VnqN77-R5yNQxoqd
Об Авторе проекта - https://deych.com