Найти тему

"Отчечуливший" Москву

Дмитрий Николаевич Чечулин был из первого поколения советских архитекторов, получивших архитектурное образование после революции 1917 года.
В своих предпочтениях Дмитрий Чечулин тяготел к русскому классицизму рубежа XVIII–XIX веков и закономерно стал одним из певцов сталинского архитектурного стиля, плавно перетекшего к 1960–1970 гг. в индустриализованную неоклассику.
Родился Дмитрий Чечулин 22 августа 1901 года в городе Шостка Черниговской губернии (сейчас это Сумская область Украины) в семье мастера порохового завода. Семья Чечулиных была творческой: отец Николай Чечулин организовывал спектакли в народном театре, а Дмитрий помогал ему в оформлении декораций.
Начальное образование Дмитрий Чечулин получил в церковно-приходской школе, продолжил обучение в городском 4-х классном начальном училище. В 1918 году поступил в Политехнический техникум при Шосткинском заводе, где работал в вечерние смены, чтобы поддержать семью после кончины отца в 1917 году. Кроме этого служил в специальном батальоне, созданном для охраны завода, а также рисовал наглядные пособия и агитплакаты. В 1923 году Чечулина направили на учебу в столицу в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).

Из книги Д.Н.Чечулина "Жизнь и зодчество" :
«
В длинной шинели с нашивками, в буденовке приехал в Москву. Поезд подошел к перрону Киевского вокзала. Мог ли я подумать тогда, что через несколько лет по моим проектам будут сооружены пригородный вокзал и станция метро «Киевская»… С архитектурой меня подружила Москва. В первые дни я никак не мог наглядеться на город великого зодчества, ходил без устали, не жалея своих красноармейских сапог…»,
В 1931 году был объявлен конкурс на строительство Дворца Советов на месте снесённого Храма Христа Спасителя. Практически никто из крупнейших архитекторов, кроме Бориса Иофана и Ивана Жолтовского, не принял участие в первом этапе конкурса .Поговаривали,что они могли знать о грядущей смене государственного стиля, повороте от конструктивизма к неоклассике. Из 160 поданных проектов только два были решены в новой стилистике – проект Жолтовского и совместный проект Дмитрия Чечулина и Анатолия Жукова, который в 1932 получил первую премию. На последующих этапах для Дворца было выбрано совершенно иное решение, однако успешное участие в конкурсе принесло начинающему архитектору известность.

-2

В 1931 году Пленум ЦК ВКП (б) поставил задачу разработать Генеральный план реконструкции Москвы. В 1933 году с этой целью были созданы 10 проектных и 10 планировочных мастерских Московского совета, которым было поручено проектирование больших городских комплексов. Проектной мастерской № 2 руководил Щусев, и в том же 1933 году он пригласил к себе Дмитрия Чечулина. Несколькими годами позже, во время начавшейся кампании против Щусева, Чечулин возглавил его мастерскую и достраивал с изменениями некоторые из спроектированных им зданий (например, концертный зал имени П.И. Чайковского).

-3

В 1939 году Дмитрия Чечулина назначили начальником управления проектирования Моссовета. Позднее мастерская войдёт в состав Моспроекта, который Чечулин возглавлял до конца жизни. до конца жизни.

-4

В 1930-е годы начались работы по строительству Московского метрополитена. Дмитрий Чечулин спроектировал станции "Охотный ряд "(1934) , «Комсомольская» (1935 г.) и «Киевская» (1937-38 г.г.).Наземный вестибюль станции "Динамо"-также его работа.

Проект "Охотного ряда" (1934)
Проект "Охотного ряда" (1934)

Проект станции "Комсомольская" (1935)
Проект станции "Комсомольская" (1935)
Проект станции "Киевская" (1937-38)
Проект станции "Киевская" (1937-38)

Наземный вестибюль станции "Динамо" (1938)
Наземный вестибюль станции "Динамо" (1938)

В годы войны Дмитрий Чечулин был начальником проектирования Москвы, организовывал штаб маскировки города и командовал военизированной ротой инженерной разведки. С 1942 года возглавлял специальную комиссию по восстановлению разрушенных зданий и сооружений. Под его руководством восстановлено и капитально отремонтировано около тысячи жилых домов и более ста административных зданий.
Главное украшение Войковского района – мост Победы ("Триумф Победы"), первое монументальное сооружение, посвящённое победе советского народа в Великой Отечественной войне (архитектор Дмитрий Чечулин и скульптор Николай Томский), начал создаваться в 1943 году . Изначально путепровод имел две полосы для движения в каждом направлении .

-9

В 1960—1961 годах мост был значительно реконструирован Проезжая часть моста была расширена до четырёх полос движения в каждом направлении. В ходе реконструкции скульптуры были установлены на новые гранитные постаменты по краям моста. Часть скульптурного оформления (композиции из знамён и венков), была утрачена.
В 1944 году Чечулин, взяв в соавторы Михаила Посохина и Ашота Мндоянца, надстроил перемещённое при расширении Тверской улицы в 1937–1938 годах здание Моссовета – бывший дом московского генерал-губернатора. Этой реконструкции предшествовали 18 отвергнутых проектов Ивана Жолтовского, разработанных в 1939–1944 годах: архитектор отказывался реализовать идеи московских градоначальников.

Здание Моссовета в 1940 году
Здание Моссовета в 1940 году
Оно же после реконструкции (1947)
Оно же после реконструкции (1947)

Дмитрий Чечулин совместно с архитектором Абрамом Заславским в 1944 году внес ряд предложений по первоочередным работам в Москве в связи с празднованием 800-летия столицы, которое отмечалось в 1947 году. Предполагалось завершить реконструкцию главных магистралей и площадей, отреставрировать памятники, возвести новые монументы, подготовить книги по истории архитектуры столицы.
Высотное строительство также было приурочено к юбилею. Сооружение высоток в Москве стало возможно согласно Постановлению Совета Министров СССР «О строительстве в Москве многоэтажных зданий», вышедшему в январе 1947 года и развивавшему идеи Генерального плана Москвы 1935 года, разрешавшего возводить дома выше 9–12 этажей.
В 1945 году Дмитрий Чечулин был назначен главным архитектором Москвы. На новой должности с 1947 года он руководил работами по проектированию высотных зданий. Уже к весне 1949 года безо всяких публичных конкурсов были готовы проекты восьми зданий. Сам Чечулин работал над двумя запланированными высотками – жилым домом на Котельнической набережной (совместно с архитектором Андреем Ростковским) и административным зданием в Зарядье.
Гораздо менее, чем жилой дом на Котельнической, известны другие дома "руки" архитектора.
К примеру, жилой дом на Кутузовском проспекте ,18 ,который строился пять лет с 1946 года. Согласно проекту, дом должна была венчать декоративная башенка, однако в ходе строительства от её возведения отказались. Ранее на этом месте стояла фабрика-кухня, построенная в формах конструктивизма в 1920-х годах.

-12

Жилой дом на Котельнической (1952)
Жилой дом на Котельнической (1952)
      Невоплощенный проект в Зарядье
Невоплощенный проект в Зарядье

Дом на Котельнической набережной стал продолжением девятиэтажного жилого дома, стоявшего вдоль Москвы-реки и спроектированного Чечулиным ещё до войны. Один из корпусов будущей высотки начали возводить в 1937 году, и к началу масштабного строительства в 1947 году, когда для нового дома снесли четыре соседних переулка, он стоял 8-этажным недостроем. Сложный характер местности с перепадом высот заставил архитектора включить будущий кинотеатр «Иллюзион» в ансамбль нового дома.

-15

В 1952 году 176-метровый дом на 700 квартир начали заселять: большую часть квартир заняли сотрудники НКВД, остальные квартиры дали деятелям культуры и науки; среди жильцов дома был и сам архитектор.
В январе 1950 года Чечулина на посту главного архитектора Москвы сменил Александр Власов, приехавший из Киева вместе с Никитой Хрущёвым. С этого момента влияние Чечулина стремительно сходит на нет. Стройка в Зарядье начинает буксовать. Де-юре из-за нехватки ресурсов, так как все силы Управления строительством Дворца советов были брошены на скорейшее завершение второго проекта ведомства – Главного здания МГУ. К моменту смерти Сталина в 1953 году в Зарядье был готов фундамент, но последовавшая хрущёвская борьба с «архитектурными излишествами» не оставила проекту шансов.
В 1960 году Чечулин предложил и реализовал проект открытого плавательного бассейна «Москва» вместо котлована, оставшегося после прекращения строительства Дворца Советов на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Площадь бассейна составляла 13 тысяч кв. м., он мог принять до двух тысяч человек одновременно.

-16

C завершением строительства Дворца Съездов в Кремле возникла необходимость во вместительной гостинице. Её проектирование поручили мастерской Чечулина. Так у архитектора появилась возможность использовать территорию Зарядья и уже готовые фундаменты. В 1958 году архитектор создал проект гостиницы «Россия», рассчитанной на 5 тысяч человек (2722 номера). После строительства с 1964 по 1967 год она стала крупнейшим в мире гостиничным комплексом. В южном корпусе находился центральный концертный зал на 2600 мест, открытый в 1971 году, а в стилобате под ним – двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест. Объёмы гостиницы были сравнимы с объёмом основания непостроенной высотки.

-17

К началу 1965 году в новое здание на Николоямской улице переехала библиотека иностранной литературы (с 1990-библиотека получила имя М.И.Рудомино , основателя и первого директора ),проект которого был сделан в архитектурной мастерской Д. Н. Чечулина. Здание было оборудовано по последнему слову техники того времени и вмещало в себя восьмиэтажное книгохранилище (16 ярусов), 14 читальных залов и конференц-зал на 400 человек.

-18

В народе Д.Н.Чечулин прославился как автор "коробок"(видели бы эти люди "коробки" сегодняшние!) , и даже возникло выражение «отчечулить Москву».
Последней крупной работой Дмитрия Чечулина стал Дом Советов РСФСР (ныне Дом Правительства России) на Краснопресненской набережной, за проектирование и строительство которого архитектора отметили Ленинской премией.

-19

В архитектуре Белого дома воплощены идеи, заложенные ещё в 1934 году при проектировании Дома Аэрофлота.

-20

Здание Управления Аэрофлота планировалось возвести на площади Белорусского вокзала как памятник героической советской авиации, спасшей в 1934 году экипаж затонувшего парохода «Челюскин». Однако из-за неверного выбора места строительства проект тогда так и не был реализован.
Скончался архитектор в Москве в 1981 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

-21

P.S. Статья опубликована уже достаточно давно , но нет-нет да и прорвутся возмущённые комментарии : мол , как можно так уничижительно о знаменитом и ,без сомнения, заслуженном человеке?
Подчеркну ещё раз : фраза " Отчечулил Москву " появилась в 50-е годы прошлого века.
Не зная некоторых фактов истории , конечно , захочется упрекнуть автора в непочтительном отношении ( как минимум). А меж этой фразой выказывали пиетет и восхищение архитектору , действительно , очень много сделавшему для архитектуры не только столицы .
А за кругозор читателей авторы не в ответе.