Если спросить про советские мотоциклы, то все вспомнят Иж и Урал, некоторые добавят Минск и Восход, а вот про то, что были еще и мотоциклы Горьковскоко мотозавода знают немногие.
ГМЗ в Горьком был образован в начале Великой Отечественной, путем слияния эвакуированных Харьковского, Ленинградского, и Тульского мотозаводов. В 1946 году на заводе под руководством главного конструктора Н. Гудкина был создан первый гоночный мотоцикл, получивший индекс М - 80. Выпустили таких мотоциклов пять штук.
Основные элементы , рама, передняя вилка, были взяты от серийного М - 72, ходовая часть облегчена. Двигатель представлял собой картер от М - 72 и цилиндры и головки, повторяющие конструкцию деталей BMW - R - 75 (по другим сведениям, это и были детали от BMW). Впускные каналы отполированы. Степень сжатия доведена до 9,5 ед., установлен распредвал собственной конструкции, мощность двигателя доведена до 40 л.с.
Именно мотоциклу ГМЗ М-80 принадлежал рекорд скорости. Летом 1947 года заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил на одной из них абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч.
Поражаюсь мужеству людей способных разогнать этого стального зверя до таких скоростей.
Замечу два важных момента
первое - это достижение не лихачество, а спортивное достижение.
второе - достичь его смогли люди хорошо знающие технику и как она себя ведёт на больших скоростях и высоких оборотах.
Так советская мототехника начала прокладывать себе путь на первые места международных чемпионатов!
Горьковский мотозавод был расформирован в 1948 году, большинство специалистов и наработок по мотоциклам, переехали в УССР на Киевский мотоциклетный завод.