1) Делитесь эмоциями
Таков российский менталитет, что на рабочем месте делиться радостными вестями, проявлять дружелюбие и участие кажется странным. Поощряется сохранять равнодушие и отстраненность — «это всего лишь работа».
Но только это приводит к подавлению эмоций, дискомфорту, негативному настрою. Все копится, а, достигнув критической точки, перерастает в то самое выгорание.
Сфера высоких технологий — область серьезная, поэтому шуточки и розыгрыши явно будут неуместны. Но это не значит, что нет других поводов дарить приятные эмоции коллегам и сотрудникам:
1. В меру креативные поздравления с днем рождения, профессиональным праздником.
2. Неожиданные приятные сюрпризы — сладости, цветы или пицца на всю команду.
3. Проведение общих интересных и полезных мастер-классов — тайм-менеджмент, первая помощь, личная эффективность, здоровый образ жизни. Желательна организация или онлайн, или в рабочие часы.
4. Совместный досуг команды во внерабочее время за счет работодателя.
5. Организация клубов взаимопомощи. К примеру, автовладельцы и работники без личного транспорта, живущие рядом, могут договориться о подвозе.
Такие простые мероприятия создают комфортные и здоровые отношения в коллективе. А позитивная психологическая обстановка — главный враг выгорания.
2) Не забывайте об интровертах
Есть старый анекдот: «Как отличить айтишника-интроверта от айтишника-экстраверта? Первый будет смотреть на свои кроссовки, а второй — на кроссовки собеседника».
Работодатели, узнав, что новый сотрудник характеризует себя как интроверт, почему-то представляют его абсолютным затворником и чуть ли не социопатом. Но интроверты тоже нуждаются в общении — только по-своему. Если лишить их коммуникаций с коллегами, не за горами выгорание.
Поэтому для руководителя есть смысл взять несколько советов на заметку:
1. Организуйте личные встречи с каждым из своих непосредственных подчиненных — хотя бы по 15 минут. Естественно, они не должны восприниматься со страхом как «вызов на ковер». Искренне интересуйтесь, как у человека дела, что его радует, а что тревожит.
2. Если кто-то из сотрудников явно в подавленном состоянии, потерял интерес к работе, примите участие первыми. Возможно, человек не решался обсудить с вами свою проблему — и он обязательно оценит ваш поступок.
3. Выстраивайте коммуникацию с командой по принципу: «пожар легче не допустить, чем тушить». Не забывайте организовать лекции, посвященные выгоранию. Особенное внимание уделяйте сотрудникам, напрямую работающим с клиентами.
3) Обеспечьте персональный подход
Совместный выезд на природу или профессиональный праздник в караоке-клубе сами по себе идеи хорошие. Но нужно понимать, что не всем сотрудникам это действительно нужно.
Кто-то быстро выгорит без ярких эмоций и нестандартных сюжетов, а кого-то нарушение привычного монотонного графика по-настоящему дезориентирует и застанет врасплох.
В вашем коллективе наверняка есть и специалисты, которым просто необходимы переработки. Отнимите у них этот способ выбросить лишнюю энергию — и они просто не будут знать, куда себя деть.
Если сотрудник выполняет изо дня в день рутинную работу, не требующую срочных решений, отличный вариант — перевести его на удаленку. Это повысит эффективность специалиста (не нужно тратить время на сборы и дорогу), уменьшит нагрузку на офис.
4) Помогите ближнему!
В 60 % случаев выгорание настигает специалиста, чьи успехи и достижения хронически остаются незаметными для коллег и руководства.
Участие в конкурсе «Лучший программист фирмы «Ромашка» ситуацию явно не спасет. Нужно, чтобы была задействована вся команда.
Когда коллеги открыто обсуждают рабочие проблемы, помогают друг другу в их решении, организуют публичные выступления и клубы, где делятся уникальными навыками, благодарят друг друга, коллектив на 100 % реализует свой потенциал. Каждый специалист знает, что он полезен, что за свою помощь всегда получит благодарность и признание.