Со времен фараона назначение стола осталось неизменным– быть смысловым центром композиции интерьера, и, конечно, источником доброй энергии, который помогает нам с оптимизмом смотреть на мир. Александр Александрович Генис в книге «Княгиня Гришка. Особенности национального застолья» пишет: «В патриархальном обиходе стол был центром дома, сакральным местом, «Божьей ладонью». У наших крестьян еда– святое и очень важное дело. Стол– это престол Божий, поэтому к столу они относятся как к святой вещи». Также автор сообщает о том, что рабочие столовые возникли в 1923 году. До революции аналогичные заведения назывались чайными. Значение стола, как свидетеля «Тайной Вечери», трудно переоценить для последователей христианского учения. Недаром одним из серьезных нарушений считалось дурное поведение за столом (сквернословие, выяснение отношений и т. д.) Садиться на стол или класть на него ноги– такое нашим предкам даже в голову прийти не могло. До сих пор правилами этикета порицается псевдодемократическая поза – локти на столе. На Руси в общее употребление стол вошел в 10 веке. В жилище простых крестьян в земляной пол стали врываться сделанные из глины столы. Дерево пришло на смену глине значительно позже. Хотя изобретатели столов греки использовали для их изготовления не только дерево, но и мрамор, бронзу. Столы в Древней Греции были высокие на трёх ножках и служили подставками для размещения сосудов с напитками. Трапезы же проходили за приземистыми столиками, которые по завершению приема пищи выносились из помещения. Во времена Средневековья в обиход вошли модели столов из дерева. Возродился интерес к рабочим столам. Первоначально это были конторки, за которыми работали стоя, но постепенно их вытеснили более удобные модели, деятельность за которыми осуществлялась сидя. В 18 веке на мебельную сцену вышли элегантные туалетные столики, а также сервировочные столы. Примерно в это же время в салонах вошли в моду жардиньерки – изящные столики с круглой столешницей, на которой размещались цветы. В наше время деревянный стол по-прежнему остается основополагающим предметом интерьера. Для его изготовления используется также стекло, пластик, природный камень, зеркало. Столешницы делают не только квадратные, но и круглые, овальные, и даже в виде капли.
У стола хватает дел,
Вот какой-то гость подсел.
Вот скатеркой накрывают
И посуду расставляют.
Всех гостей он приютил,
За собою усадил.
Действительно, среди многообразия типов столов – кухонных, журнальных, письменных – королем является обеденный. Всякое застолье– высшая форма общения. Ничто так не развязывает языки, как еда, когда мы делим её с другими. Трапеза не складывает, а перемножает участников, поднимая их до себя. Поэтому греки считали, что в уединении едят только рабы, которых они не отличали от животных. В этом сказывалась прозорливость древних, видевших принципиальное различие, которое сейчас стало и нам понятным. «Возможно, слишком поздно,– считает мастер нон-фикшн, один из основателей жанра кулинарной прозы А. А. Генис.– Торопясь в будущее, мы шагнули в доисторическое прошлое, угодив в развилку, с которой все началось. Я имею ввиду fast food, преступные удобства которой упраздняют большую часть достигнутого за последние два миллиона лет. С антропологической точки зрения быстрая еда– решительное отступление. Ведь чаще всего её потребляют в одиночку, да ещё на ходу. Сегодня люди едят там, где застанет голод. Представьте, если бы и остальные естественные отправления мы справляли таким же немудрёным образом. Все, что можно съесть стоя, не стоит того, чтобы делать. Питаясь по пути, мы пятимся от осёдлого образа жизни к кочевому. Механизировав кулинарию, мы профанируем таинство обеда, возвращаясь к жвачкам. Разменивая священное чувство голода на невнятную сосиску, мы теряем уважение к кухне, которая, как говорит нам теперь наука, и сделала нас людьми».