• 1. К литературному творчеству, т. е. сочинительству приходят по-разному. Как и когда пришли Вы?
Литература, музыка, изобразительное искусство – это некие токсичные территории, которые совершенно неприметным образом встроены в «поверхность» человеческого социума. И если ты сегодня равнодушен, скажем, к музыке Шостаковича, то никто не поручится за то, что завтра ты, перешагнув «невзначай» заветный рубеж, не окажешься на территории, где торжествует музыкальная гармония и среди прочий стоит памятник Дмитрию Дмитриевичу.
Знал ли Ван Гог, который мечтал лишь об одном – дарить людям добро, что однажды окажется на территории, где цвета, положенные на холст, заменяют сказанные слова, а картина «Подсолнухи» подобна мудрому наставлению о смысле жизни?
Точно такая же история произошла со мной. Как художник-иконописец я не единожды рисовал Образ Бога. Но ведь Бог – это Слово. Так я перешёл от написания божественного Образа к слову как инструменту общения между Богом и людьми.
• 2. Кто-то считает, что литература должна учить, кто-то – что развлекать. Что должна делать литература, которую создаете Вы?
Развлекать – точно нет! Мне больно видеть шутов и их поклонников, если в их смешной словесности или необыкновенном приключении нет высокой созидательной ноты. Тот же Аркадий Райкин, Жуль Верн, Слава Полунин – примеры высокого интеллектуального искусства. А вот книжицы, ныне заполнившие прилавки, (назвать их книгами – язык не поворачивается) с крикливыми «фэнтезиономиями на обложках» или целые стопки не по-детски долбанного хоррора – это уже совсем не смешно. По-моему, явление подобной чувственной мерзости – один из отвратительных клонов современной вседозволенности.
Я пишу литературу традиционную, в которой угнетение человеческой психики непозволительно. Хороша она с точки зрения собственно литературы, или нет – судить читателю.
• 3. Расскажите о материале, который Вы предложите читателям в издании «100 имен русской литературы XXI века». Чего ожидать? (главное условие ответа на этот вопрос – не сообщать название текста(ов))
Для столь ответственного издания я безусловно подыщу что-нибудь из самых близких моему сердцу текстов. Как бывшему художнику мне приятно уделять особое внимание фразеологии. Не только смысловая ёмкость, но и внешняя зрительная ладность предложения, его ритмическое сочетание с соседними фразами для меня необычайно важны. Поэтому перед публикацией я, наверняка, проведу ещё одну стилистическую правку.
• 4. Каким Вы видите 2021 год для общества?
Вижу (крепитесь, люди!) очень-очень сложным. Всё, что с нами происходит сегодня, не вызывает ощущения случайности.
В России вообще начало всякого века становится временем очередного катарсиса. По этому поводу хочу привести одно своё старенькое стихотворение.
Особенности русской истории
…грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся способными вкушать Божию благость. Сказать: Бог отвращается от злых, — есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения.
Преподобный Антоний Великий, раннехристианский подвижник, III век н. э.
Горел последний русский дом. Огонь глотал венцы ковчега.
Дым упирался змейкой в небо и виден был со всех сторон.
В горящей горнице тела лежали сонно, недвижимо.
Торчали ржавые пружины и старые веретена.
В буфете пиво на разлив уже не отпускали в руки,
и мухи ерзали от скуки в стеклянных кружевах пивных.
Кричала женщина: «Беда, начало века у порога!
Мне страшно, я не вижу Бога, нас Бог оставил, господа…»
***
Из века в век в начале века враг сеет смуту. Русский мир,
Как кость собаке, на потеху бросает бесам, будто в тир
Их зазывает человечий:
— Заходьте, бесовы стрелки! Попотчуйте славян картечью!
Гляди, один полез за печку, стреляй, не дай ему уйти!..
Бесенок выстрелил, промазал. « Растяпа! — шамкнул старый бес. —
Увидел человека — пали сразу! Не то нагрудный крест
он поцелует ненароком иль повернет к тебе лицом.
Тогда узнаешь, мутноокий, что значит баловать свинцом!
Учи историю, рогатик! В начале века русский жид
привычное меняет платье на модный западный прикид.
Вот тут ужо тебе работа — смертельный поединок масс!
А если спросят: «За кого ты?», ты отвечай: «За всех за вас!»
И в спину каждому порядку вонзи свой маленький рожок,
да так вонзи, чтоб стало сладко, как будто получил должок!
Мы всякий раз в начале века спешим в Россию на пиры, —
бес ухмыльнулся, — там, как в Мекке, нам приготовлены дары…
Двадцатый век — век революций.
Какой творился беспредел!
Нас не хватало обернуться
С «прибытком» человечьих тел.
В век девятнадцатый, победный,
Отечеством не дорожа,
безумный бунт декабрьский, медный
Царя к ответу призывал.
В век восемнадцатый, петровский,
реформ поборник-брадобрей
брил бороды и многим скорби
доставил от души, ей-ей!
А в век семнадцатый, боярский,
лег под поляка московит,
покуда Минин да Пожарский
не поднялись. Так говорит
История российской «славы».
Смекай, крысеныш, — нынче год
опять начальный,
и пора нам
с сумой отправиться в поход!
Поверь мне: русский жид за словом
в карман не лезет. Новый век
он встретит новою крамолой.
И кровь прольется в русла рек!
P.S.
Так поучал малютку беса тысячелетний бесов босс.
Что ожидает человека в век двадцать первый — вот вопрос!
Трудна российская дорога. Враг шепчет: «Стой!»
А ты — иди. Иди, чтоб вымолить у Бога
отцам прощенье.
И с порога смыть кровь Отечества,
Народы славянские
соединив!
• 5. Что готовите для читателей в 2021 году?
Из главного – два романа. Они уже начаты, а там, как говорил Марк Аврелий: «Делай, что должно, и будь что будет!»
• 6. Важно ли в наше время социальное происхождение?
Думаю, что важно. Слишком много преград ставит капитализм на пути естественного человеческого развития. Доллар, этот бессмысленный с интеллектуальной точки зрения факт нашей жизни, как вирус, охотится в социальной среде на людей, не признавая в них иных заслуг, кроме принадлежности к какому-нибудь клану и личного богатства.
• 7. Какие качества в людях важнее всего? Есть ли эти качества в большинстве людей, с которыми Вам приходилось общаться в последний год?
В людях важнее всего, на мой взгляд, собственно человеческие качества. Злость, ярость, лисья хитрость – это качества зверя. С единственной оговоркой: зверь почти никогда не убивает себе подобного…
Мне везёт на людей. Порой кажется, что вокруг меня их больше, чем где-нибудь в другом месте!
• 8. Современный человек – это свободный человек?
Отвечу словами советских партаппаратчиков: «Хороший вопрос!»
Если сравнить век нынешний и век минувший, мы стали более свободны от капризов природы. Цивилизация как сферическая оболочка отгородила нас от многих неуправляемых стихий, но оказалось, что оболочка сама по себе не менее «капризна» и притязательна.
Если припомнит умные слова о том, что «свобода – это осознанная необходимость», то вопрос личной свободы перемещается из внешнего окружения в наш рассудок и его мировоззрение. А так как мы все очень-очень разные, то, ей богу, угадать: свободный человек стоит перед тобой или нет – невозможно, пока не поговоришь с ним по душам за рюмкой чая!
...
Автор: Борис Алексеев
другие работы автора доступны по ссылке https://proza.ru/avtor/boris1952
Уважаемые читатели!
Если у Вас есть истории, которыми хочется поделиться с миром, в чём-то предупредить, поделиться опытом, повеселить или же спросить совета - присылайте в личку на указанные координаты, будем публиковать.
...
официальный сайт автора канала http://lakutin-n.ru/
Почта:Lakutin200@mail.ru
Страница VK https://vk.com/avtor_nikolay_lakutin
Инстаграм https://www.instagram.com/nikolay_lakutin/
Канал Ютуб https://www.youtube.com/channel/UCB9OzOjkZjkSTJgsGMsjiqA
Мы совершенно не обидимся, если Вы:
- подпишетесь на наш литературный канал
- поставите лайк;)
- "свистните" у нас пару тысяч статей (для пользы общего дела и не забудете указать автора)
- что-нибудь доброе скажете по поводу статьи, автора, предыдущего комментатора, ну или же просто похвалите себя любимого (ую) за прочтение данного материала. Сегодня немногие читают, так что Вы уже молодец!!!
...
Иллюстративный фотоматериал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.