Найти тему
Мастер Игры

Основная сложность процесса снабжения производственных предприятий.

Здравствуйте, друзья! Более десяти лет я работаю в отделах материально-технического снабжения и комплектации на производственных и торгующих предприятиях. За это время прошел несколько профессиональных подготовок и повышений квалификаций. Хочу поделиться своими знаниями и навыками о снабжении предприятий, о сложностях, которые возникают и, соответственно, о возможных решениях проблем. Надеюсь, это будет полезно как опытным сотрудникам ОМТС, так и начинающим и даже тем, кто о снабжении имеет довольно смутные представления.

Началось все с того, что я задумался- а где вообще обучают людей для работы в отделе снабжения? Нет, ну с другой стороной баррикад (в продажах) все предельно просто, курсов как продавать полным-полно, там дают все инструменты от скриптов холодных продаж и до инструкции как создать свой сайт или настроить директ что бы максимально увеличить воронку продаж. Продавать- это искусство, спору нет!

А как с закупками? Есть торговые площадки и всевозможные тендерные аукционы, которые отчасти объясняют саму структуру и дают основное понятие о том, как все должно выглядеть. А именно, есть потребность- делаем заявку- выбираем самое выгодное предложение- закупаем. Все довольны. Научить человека вести закупку через тендер- не сильно сложно, и это бы было выходом из ситуации, если бы ВСЕ закупки велись через торговые площадки, но это не так. Во многих фирмах существуют отделы снабжения, где люди при помощи телефона, электронной почты и набора офисных программ осуществляют закупочную деятельность. И вот он основной вопрос- как они этому научились? Как я говорил, я работал во многих организациях и лично видел, как из неопытного человека, в основном, путем передачи опыта, делали снабженца.

- Смотри, вот у нас тут папки со счетами, вот основные поставщики, вот твоя номенклатура, вот текущие заявки, вот твой стул, стол, телефон и компьютер. Обед с двенадцати до часа, конец рабочего дня – в 5. Приходить нужно к восьми утра. А дальше неизменно- заканчиваем в 5, но бывает, нужно немного задержаться, когда аврал. И да! Вообще суббота-воскресение выходные, но бывает так, что нужно выйти, если срочные заказы есть.

Ну а дальше- как получится, кто-то бросал на второй день, кто-то втягивался и через несколько лет рос по карьерной лестнице, кто-то до сих пор сидит на том же самом месте, кто-то набравшись опыта, уходил, согласившись на более выгодное предложение. Кто-то понимал, что это не его и менял род деятельности. Тут все зависит от человека и его характера, как, впрочем, и на любой другой работе.

Стать снабженцем не сложно, гораздо сложнее делать это эффективно и при этом, в процессе работы уберечься от нервных срывов и взаимного негатива с окружающими. Вспомните, когда последний раз все представители других структурных подразделений считали, что Ваш отдел хорошо работает? Прям вот все-все. Что бы вопросов не было. Только уточнения. И при этом Вы заканчивали работу вовремя и мобильник не взрывался звонками в выходные дни. Если это про Вас- поздравляю, Вы- счастливый человек! :)

Пример счастливого человека. По крайней мере Голливудские продюсеры так его видят :)
Пример счастливого человека. По крайней мере Голливудские продюсеры так его видят :)

Итак, начнем с основной нервотрепки, с «пожара». Какой самый популярный вопрос к снабженцу? Ну или даже можете рассматривать это как претензию (чаще всего, так и бывает). Почему у нас не оказалось ЭТОГО на складе в нужный момент? Как правило, это происходит в пятницу, ближе к трем часам дня, когда начинается вся основная работа. Это, друзья мои, называется «пожар». И Ваша задача, в этот момент, состоит в том, чтобы искомый товар или материал как можно скорее оказался даже не на складе, а уже в точке его применения. Как пример: Ваша организация производит металлические ёмкости для хранения жидкости. Каждая емкость состоит из основной части, назовем ее «бочкой». Бочка согнута из стального листа, сварена и покрашена. И в нее встроен люк для заполнения и кран для разлива жидкости. И вот, когда наступает момент встраивания крана, вдруг выясняется, что его нет в наличии. Естественно, довольных этой ситуацией не так много. Ну а как же?! Это ведь срочный заказ, завтра утром приезжает машина, чтобы забрать эту бочку и увезти заказчику. Мастер цеха не доволен, что потратив время и ресурсы на производство у него не получится закончить работу, и соответственно, показатели его цеха будут ниже, чем он ожидал. Логисты не довольны тем, что авто, которое придет завтра будет вынуждено простаивать, так-как отгружать просто нечего. Отдел продаж негодует из-за того, что придется созваниваться с клиентом и объяснять почему срывается срок выполнения заказа. Ну а Вы? Хочется ли Вам бросить все и заниматься поисками этого злосчастного крана, гипотетически, в этот момент, уводя свое внимание от ряда вопросов, которые уже находятся в состоянии «угли», и скоро станут такими же «пожарами»? не думаю :) НО В ДАННЫЙ МОМЕНТ, не имеет значения по какой причине это произошло, есть только задача. Цель. НУЖНО. ПРИВЕЗТИ. КРАН. Остальное второстепенно. Все вокруг с нетерпением ждут этого. Звонят, спрашивают, поторапливают. Напоминают об ответственности. Приятные впечатления, да? Вот прямо чувствуешь, что нужен! Что не зря родился!

Но почему?! ПОЧЕМУ ЭТО ВСЕ ПРОИСХОДИТ?! Почему нельзя мало работать, смотреть много видосов, часто бегать "на перекур", тусоваться в других отделах, общаясь с их обитателями, и при этом что бы тобой все были довольны?! Попробую объяснить основную проблему снабжения:

Основная проблема снабжения.
Основная проблема снабжения.

Я утверждаю, что процесс хорошего снабжения заключается в том, чтобы в нужный момент необходимый материал с лучшей себестоимостью находился в наличии. Отсюда следует, что для хорошего снабжения нам нужна своевременная поставка материалов. Как этого легче всего добиться? Правильно, нужно взять и привезти все необходимые материалы на склад. Так сказать- обеспечить себе спокойную работу. Что бы не потребовалось- у нас все есть, мы ко всему готовы. Чувствуем себя великолепно. Наряду с этим, мы, как снабженцы должны эффективно использовать финансовые ресурсы своей организации. Отсюда вытекает то, что мы не должны замораживать деньги, превращая их в складские остатки. Наоборот, мы должны уменьшать складские остатки, для высвобождения финансов и их более рационального использования. А ведь бывает и такое: в организации вообще нет денег на закуп материала! Тогда начинаются процессы пользования чужими средствами (давайте работать в отсрочку платежа! на внушительную сумму и на 45-90 дней), или того хуже- кредиты и овердрафты.

Что мы видим? С одной стороны, мы должны держать на складе все возможные материалы и быть защищенными от любых претензий со стороны производства или отдела продаж, с другой стороны мы должны снизить складские запасы и работать фактически «с колес», чтобы избежать нагоняя от финансовой службы и собственников, которые не сильно будут рады огромной бессмысленной свалке товаров, которые «когда-нибудь» нам обязательно пригодятся.

Как Вам эта информация? Сталкивались в работе с подобным? Обратите внимание, мы одновременно должны и держать на складе все, что можно и освобождать склад от запасов! Вот это и есть конфликт снабжения. Это то, вокруг чего Вам предстоит строить свою работу.

Я и мой рабочий процесс.
Я и мой рабочий процесс.

Решить ее, в некоторых случаях, достаточно просто. Иногда- крайне сложно. Но чаще всего, именно из-за этого жизнь сотрудника снабжения превращается в бесконечную гонку, в непрерывный процесс тушения пожаров.

А как с этим бороться и что делать, что бы поймать "дзэн" и наслаждаться рабочим процессом- я напишу в следующей статье, если эта окажется кому-то интересна. Поэтому подписывайтесь, ставьте лайки, а я прослежу, что бы для Вас было интересна и полезна моя писанина :)

Всем добра!