В январе 2012 года я присутствовала на встрече с Сергеем Вихаревым и Олесей Новиковой в большом зале театрального музея. Встреча проходила после премьеры реставрации "Раймонды" на сцене Ла Скала, которую осуществил Вихарев. Премьеру танцевала его ученица Новикова.
Конечно, было очень интересно! И кадры из трансляции канала «Меццо» показались тоже весьма любопытными.
Итак, вся работа заняла полтора года – от замысла как такового до его воплощения. Махар Вазиев предложил Вихареву сделать очередную реконструкцию. Поставить «Раймонду» было мечтой Вихарева, и он предложил именно этот балет.
Несколько месяцев (кажется, четыре) Сергей работал с архивами в Гарварде. Часть работы с Новиковой была проделана в Петербурге. Вообще, Олеся очень гордится именно этой своей работой. Как ни странно, но эта Раймонда далась ей легко :)
Встреча протекала в свободной манере :) Публика задавала вопросы, и гости на них отвечали.
Нам показали самое начало спектакля – выход миманса, небольшие пантомимные сцены и танцы. Как сказал сам постановщик, в записях Н.Сергеева было обозначено всё до мельчайших подробностей: придворные дамы шьют, трубадуры фехтуют и т. п. Все перемещения статистов и кордебалета были тщательно отрепетированы.
Показали также характерные танцы третьего действия в исполнении детей. При Ла Скала существует балетная школа. Кстати, благодаря популярности Роберто Болле в Италии и в Милане в частности, приток мальчиков в балетную школу увеличился -:) Поскольку характерный танец преподаётся здесь факультативно (и то – только тогда, когда на пару недель приезжает какой-нибудь педагог «со стороны»), то его, можно считать, в труппе никто танцевать не умеет. Вихарев лично репетировал с детьми характерные танцы «Раймонды».
Наконец, очень интересно было посмотреть собственно Гран па. Хореография очень близка к той, которую танцуют в Мариинском театре. Пожалуй, всё-таки вариация Раймонды чуть-чуть изменена, да и Де Бриен танцует несколько другую вариацию и коду. Кода идёт с мужской восьмёркой. Вот небольшой фрагмент, взятый из свободных источников:
Мне понравились две вариации Раймонды – пиццикато из первого акта (совершенно другой рисунок, нежели в редакции К.М.Сергеева) и из второго акта. Олеся, кстати, говорила, что специально работала и над па-де-бурре, «потому что сейчас их мало кто исполняет красиво».
Исполнитель роли Жана де Бриена Фридман Фогель был очень хорош! Конечно, главной его задачей было представить балерину (танцев у него маловато). Но всё же то немногое, что танцует Де Бриен, было исполнено превосходно!
Кстати, когда руководство Фогеля (он работает в Штутгартском балете) узнало, что в итоге у парня – всего одна вариация, оно задало, казалось бы, логичный вопрос: «А что же ты делал там два месяца?» Западные труппы работают совсем по иному принципу, чем русские классические труппы. Им невдомёк, что у премьера в классическом балете есть и пантомимные сцены, требующие репетиций, и, наконец, у него есть главная «задача» - балерина! Её ведь надо «подать» с самой выигрышной стороны -:)
Отдельно надо сказать и об оформлении спектакля. Роскошное оформление! Изумительные костюмы! Всё сделано по эскизам, хранящимся в Театральной библиотеке Санкт-Петербурга. Костюмы тяжёлые –( Олеся вообще поначалу была в шоке – и от тяжести, и от того, что ноги закрыты. К тому же головные уборы оказались жутко неудобными… Но, как сказал Вихарев, «если уж мы играем по этим правилам – то и костюмы должны быть такие же, как в начале 20 века».
Спектакль имел большой успех. Никто с последнего акта не уходил (это сам Вихарев сказал), хотя такие опасения и были. Нам постоянно внушают, что на Западе публика не любит длинные балеты. В общем, остается лишний раз убедиться в том, что, если спектакль интересный – то его досматривают до конца -)
Да, ещё одна подробность. Всё обошлось в миллион долларов.
Конечно, оба гостя отвечали не только на вопросы о «Раймонде». В итоге тезисно напишу то, что я запомнила.
1. В Мариинском театре никто толком не знает, когда он танцует.
2. Олесю на гастроли что-то не берут.
3. Спектакли Вихарева в 2008 году объявили «не нужными театру». Пойдёт ли ещё когда-нибудь его «Спящая красавица» - этого он и сам не знает. Не знает он и про «Пробуждение Флоры». «Это нормально – когда руководство театра меняет курс» - примерно так выразился Сергей.
4. После выхода на сцену Михайловского театра в «Баядерке» Олесю предупредили, что это, мягко говоря, не приветствуется :( «В Ла Скала танцевать можно, а в Михайловском нельзя, потому что это – конкурент».
5. Новикова считает, что Никия и Одетта-Одиллия – «не её роли». Публика стала убеждать Олесю, что она ошибается -) По крайней мере, в отношении Никии. Одетта-Одиллия может быть станцована где-нибудь в другом театре, но не в Мариинке – потому что у Мариинки свои стандарты в отношении внешних данных исполнительниц этой партии – так считает сама танцовщица. Она, правда, всё-таки один раз станцевала «Лебединое» в Мариинке. Результатом осталась недовольна :(
6. Олесю спросили, как она относится к не слишком опытным партнёрам. В частности, назвали фамилии Зюзина и Аскерова. «Они – достаточно опытные, танцуют в театре уже не первый сезон» - таков был её ответ.
7. На вопрос, не боится ли она упасть с поддержек, Новикова ответила, что не боится. «Мальчиков учат, что партнёрша – прежде всего! Они сами могут выглядеть не слишком красиво, но партнершу удержат».
8. Наконец, Вихарев честно признался, что лично он на ситуацию в театре повлиять не может. Работает он сейчас только с одной ученицей – Новиковой.
Я попыталась сфотографировать гостей музея, но почти все мои фотографии ушли в корзину. Вот одна, которую можно выложить - Олеся с цветами:
P.S. В 2020 году "Спящая красавица" в реконструкции Вихарева вернулась на сцену Мариинского театра.
Продолжение следует...