Найти тему
Cinema Vibe

Обзор культового сюрреалистического хоррора “Дом”

Кадр из фильма “Дом”
Кадр из фильма “Дом”

“Дом” авангардного режиссера Нобухико Обаяси - по-настоящему уникальное кино. Изначально задуманный студией “Toho” как японская версия популярнейших в то время “Челюстей”, фильм в результате перерос в настоящий авангардный шедевр, на сегодняшний день являющийся культовой классикой.

Главный и общеизвестный факт - множество идей и часть концепции режиссеру подсказала его собственная дочь. Сейчас понятно, что это стало просто идеальным решением - Нобухико рассудил, что именно в воображении ребенка могут родиться идеи настолько невероятные, что способны будут удивить любого взрослого.

Кадр из фильма “Дом”
Кадр из фильма “Дом”

Так и возник сценарий о старшекласснице, на летние каникулы планирующую погостить у своей тети, которую не видела уже много лет. Вместе с собой она зовет еще шесть своих школьных подруг, и вместе они, еще не подозревая этого, отправляются в самое опасное и безумное путешествие в своей жизни.

Некоторые критики совершенно справедливо отмечали, что чрезвычайно сложно описать положительные стороны этой ленты, не упоминая ее общую безумность и сюрреалистичность. Эти описания действительно никак не смогут дать вам полной картины того, как воспринимается этот фильм во время просмотра.

Кадр из фильма “Дом”
Кадр из фильма “Дом”

Знакомство с “Домом” - это действительно, в некотором смысле, уникальный опыт. Нестандартные монтаж и операторская работа, создающие целый калейдоскоп из кадров, спецэффекты, будто сделанные ребенком и потрясающий, сказочный саундтрек - каждый элемент фильма здесь работает именно на атмосферу, обеспечивая какое-то гипнотическое погружение в картину.

Ленту хочется назвать даже не хоррором, а каким-то подобием сказки, в которой нашлось место и безумию, и веселью, и грусти, ну и, конечно же, страху. Фильм недаром изначально понравился в основном молодой аудитории - очевидно, что именно она была открыта чему-то необычному и экспериментальному.

Кадр из фильма “Дом”
Кадр из фильма “Дом”

В некоторые моменты может показаться, что своим безумием “Дом” становится как никогда близок к эксплуатационному кино, но это не так. Обаяси не позволяет какому-то элементу картины занимать центральное место на долгое время, и особенно сумасшедшие и жесткие моменты обязательно компенсируются красивыми и проникновенными сценами.

Возникает ощущение, что именно этой почти детской непосредственности, экспрессивности и веселого безумия недостает многим и многим хоррорам, которые едут по одним и тем же, серым и нескончаемым, рельсам.

Кадр из фильма “Дом”
Кадр из фильма “Дом”

Обаяси показал в “Доме” именно это - сознательное нарушение почти всех законов, по которым функционируют фильмы ужасов, отсутствие страха быть непонятым и боязни не попасть в нужную аудиторию зрителей - иногда все это лишь помогает фильму выйти на совершенно другой уровень.