Согласно Эпиктету, сущность бога — это ум, знание и правильный разум. В этом же заключается и сущность блага. Его следует искать в существах, обладающих разумом. Поэтому не может быть блага в неодушевленных вещах, растениях и животных. Они созданы, чтобы служить другим, а не как имеющие "главное значение". Например, осел был создан для того, чтобы носить наши тяжести. Но он не способен понимать, как правильно пользоваться представлениями, и потому не имеет главного значения. А если бы он обладал разумом, то был бы равен и подобен нам.
Итак, по Эпиктету, хотя животные, как и человек, были созданы богом, они не имеют главного значения и не являются частицами бога. А человек имеет главное значение и является осколком бога, хотя многие этого не осознают. Раз так, то когда мы едим, мы кормим бога. Когда упражняемся, упражняем бога. И т.д. Мы носим бога с собой повсюду. Если мы грязно думаем и грязно поступаем, мы оскверняем бога. Когда мы ведём себя прилично рядом со статуей бога, но неприлично в присутствии бога внутри, мы навлекаем на себя его гнев. Человек, как произведение бога, не должен срамить своего создателя.
Причём, бог не только создал человека, но вручил ему попечительство над самим собой. Если бы бог вручил человеку попечительство над сиротой, разве не стал бы тот заботиться о ней? Тем более он должен заботиться о боге и сохранять его осколок добродетельным.
Вот такая гипотеза была у древних стоиков. Она служила мощным стимулом придерживаться добродетельного образа жизни. Утерян ли этот стимул для атеистов? Думаю, нет, так как быть Человеком (с большой буквы) мотивирует не менее, чем быть осколком бога. В конце концов, ценность того и другого — вещь субъективная, и только от нашего мнения зависит, что для нас более почётно.
#размышления #боги #умные мысли #человек #размышления о жизни