Найти в Дзене

Мультфильм "Песнь моря" или поиск ресурсов женщины

Сегодня я хочу сделать необычный психологический разбор мультфильма. Это, с одной стороны рекомендация, а с другой самостоятельная статья о том, что значит для женщины «собирать ресурсы» и как это делать. Мультфильм, который я рекомендую от души, называется «Песнь моря», снятый ирландским режиссером и иллюстратором Томмом Муром. Все его работы (три полнометражных мультфильма) номинированы на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм». «Песнь моря» подойдет как для семейного просмотра с детьми, так и взрослым в одиночестве. В основе мультика лежит сюжет из кельтской мифологии. Эта история о селки (или шелки). Селки – мифические существа из ирландского и шотландского фольклора. Люди-тюлени – вид сказочных морских русалок. По древним поверьям, каждую девятую ночь шелки сбрасывают свои тюленьи шкуры и в человеческом облике танцуют на берегу. Шелки имеют темные волосы и карие глаза, люди часто влюблялись в их неземную красоту. Одна из самых популярных легенд повествует о смертно

Сегодня я хочу сделать необычный психологический разбор мультфильма. Это, с одной стороны рекомендация, а с другой самостоятельная статья о том, что значит для женщины «собирать ресурсы» и как это делать.

Мультфильм, который я рекомендую от души, называется «Песнь моря», снятый ирландским режиссером и иллюстратором Томмом Муром. Все его работы (три полнометражных мультфильма) номинированы на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм». «Песнь моря» подойдет как для семейного просмотра с детьми, так и взрослым в одиночестве.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

В основе мультика лежит сюжет из кельтской мифологии.

Эта история о селки (или шелки). Селки – мифические существа из ирландского и шотландского фольклора. Люди-тюлени – вид сказочных морских русалок. По древним поверьям, каждую девятую ночь шелки сбрасывают свои тюленьи шкуры и в человеческом облике танцуют на берегу.

Шелки имеют темные волосы и карие глаза, люди часто влюблялись в их неземную красоту. Одна из самых популярных легенд повествует о смертном рыбаке, который увидал танцы шелки и украл кожу одной из них. Дева-тюлень без своей животной шкуры не может нырять и жить в океане, она обречена оставаться человеком среди других людей, пока не найдет тюленью шкуру.

Рыбак спрятал кожу шелки и, таким образом, вынудил выйти замуж за него. У них родились дети, но жена очень тосковала по океану и своим морским сородичам. Один раз, она нашла тюленью шкуру и убежала навсегда в океан.

Именно эта легенда легла в основу анимационного фильма «Песнь моря». Мы видим как мальчик – сын шелки пытается спасти младшую сестренку и проходит через разные испытания и приключения.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

Одна из важных составляющих мультфильма – это связь с чувствами и проживание, как «отрицательных», так и «положительных» чувств (в кавычках, потому что, чувства по своей природе нейтральны, общество выделяет какие из них приемлемые, а какие нет: испытывать разные чувства естественно). Мать, которая пытается спасти своего сына от страданий, в итоге, разрушающая мир вокруг себя является очень «реальным» персонажем из нашей жизни. Сколько матерей, хотели бы забрать страдания собственных детей? К сожалению, в таком случае родитель не дает детям при этом эмоционально развиваться, психологически взрослеть и жить «свою жизнь».

«Песнь моря» – очень красочная, атмосферная и глубокая история. Думаю, что каждая из вас найдет в ней что-то для себя.

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru

Но на этом я и не думаю заканчивать данную статью, потому что далее нас ждет интересная история и интерпретация мифа о шелки и о том, как этот миф связан с женской сутью и ресурсами.

Кларисса Пинкола Эстес – выдающейся юнгианский психоаналитик и исследовательница сказок в своей книге «Бегущая с волками» анализирует легенду о шелки, которую я привела выше.

Я не буду описывать подробный анализ данной сказки, в виду того, что это долго и сложно. Я остановлюсь на основных моментах, которые считаю важными со своей точки зрения.

Любая женщина, будучи девушкой, испытывает вдохновение. Она предвкушает новую жизнь, мечтает о «прекрасном принце», грезит о будущем, когда уйдет из родительской семьи. В девичестве еще нет большой ответственности, забот и хлопот.

После того, как девушка выходила замуж она переходила в чужую семью, что метафорически воспринималось как «смерть» девичества и рождение девушки как женщины (это мы можем увидеть в свадебных народных обрядах и обрядах инициации). Сейчас этот переход не выражен так явно, как в прошлом, но мы можем заметить, что жизнь замужней женщины нелегка. А когда появляются дети, жизнь становится еще более нелегка.

Женщина вынуждена заботиться обо всей семье. На ее плечах лежат домашние хлопоты, уход за детьми, помощь мужу, собственная работа, традиции и общение с родственниками (обеих семей), устройство быта, «поддержание» своей красоты и многое другое.

Многие женщины совсем не имеют времени на себя. И более того, они считают, что так и должно быть. Если женщина ничего не делает и просто проводит время наедине с собой, то она чувствует себя виноватой за то, что не уделяет время мужу, детям, дому, родным и пр. В своей психологической практике я очень часто сталкиваюсь с похожими историями разных прекрасных женщин.

Так сложилось исторически, но сказки подсказывают нам дорогу и дают инструкцию о том, как «жить правильно».

В легендах о шелки мы наблюдаем то, как женщина потеряла себя в заботе о близких, в роли жены и матери, в заботах и делах реального мира. Ее тянет «домой» – в море. Она тоскует и чахнет без океана и своих родичей-тюленей. Океан или море, в данном случае, символизирует связь с душой, с бессознательным, с чем-то родным и настоящим.

Фото автора
Фото автора

Когда женщина имеет эту связь, она может ощущаться, как «глоток свежего воздуха», «живительная влага», «единение с собой», «вселенская гармония» и пр.

Тюленья шкура – это символ состояния наполненности чувств, радости бытия, связи с душой и понимание «чего хочешь на самом деле».

К. П. Эстес называет это «связью с дикой женской душой» и так описывает данные переживания:

«Пребывая в этом состоянии, женщина чувствует, что она полностью в себе, а не вне себя: ей не нужно следить за собой – то ли она делает, правильно ли поступает, верно ли думает. Хотя время от времени она утрачивает связь с этим состоянием пребывания «в себе», однако проведенное в нем время поддерживает ее в мирских трудах. Именно периодическое возвращение к дикому состоянию восстанавливает ее психические резервы, необходимые для замыслов, отношений, семейной и творческой жизни во внешнем мире.Каждая женщина, надолго оторванная от дома души, в конце концов устает. Иначе и быть не может. Тогда она снова ищет свою шкуру, чтобы возродить чувство самости и души, чтобы возобновить проницательное и необъятное знание. Великий цикл ухода и возвращения, ухода и возвращения повторяется в инстинктивной женской природе и присущ каждой женщине на протяжении всей ее жизни».

Как происходит, что мы теряем свою шкуру?

Дело не только в семейных заботах и делах. Муж и дети, если правильно их «организовать», будут только рады «отпустить» жену и маму на время, чтобы она отдохнула и восстановила силы. Проблема также в том, что на нас давит социум и современный образ жизни, который поддерживает нездоровый «трудоголизм», наличие обязательных успехов (которыми необходимо хвастаться, иначе они обесцениваются), быстрый темп жизни, соответствие женщины определенным ролям – идеальной жены, супер-матери, процветающей «бизнес-вумен» и пр. Это очень сильно невротизирует, забирает колоссальное количество сил и способствует эмоциональному и физическому выгоранию и переутомлению.

Таким образом, в роли рыбака, который украл шкуру, выступаем мы сами. Если море, океан – это связь с душой и бессознательным, что питает нас, рыбак – это сознательная часть. Эго, которое заставляет делать то, что «надо»: работать до изнеможения, быть похожей на остальных, не прислушиваться к своим потребностям, желаниям, телесным симптомам, не выделяться.

Неудивительно, что от мужа-рыбака женщина-шелки сбегает в море, оставляя ребенка (это важная часть, я ниже поясню ее смысл). Невозможно жить все время в режиме «на износ», функционируя «как мужик» (потому что современный мир – очень патриархален и заточен на мужчин и их природу, и даже мужчинам тяжело в этом мире, что уж говорить о женщинах).

Мы «забиваем» на свои голоса в голове, нудящие, как заезженная пластинка, «надо то», «надо это» и даем себе время побыть с собой в одиночестве и покое. Это может проявляться, когда стадия выгорания уже наступила. В таком случае, мы можем заболевать или просто понимать, что «нам все равно», хотя до этого мы долго стремились к данным результатам. И вот они у нас есть, но сил и радости от них нет никакой.

Женщине постоянно жить по указке ума и эго невозможно. Это отнимает ресурсы, поэтому нас всегда тянет «домой». В море, для того, чтобы обрести связь с собственным бессознательным и побыть в контакте со своей душой.

В сказке, как и в мультфильме, женщина оставляет на суше ребенка. Он тоже наполовину шелки и умеет жить на земле, а также сохраняет связь с морем. К. П. Эстес называет его «духовное дитя». Этот ребенок метафорически является союзом сознательной и бессознательной частей. Ему не надо сбегать в море, он всегда помнит о нем и оно всегда с ним, поэтому эго не заставит его отказаться от своей истинной природы. Это дитя соединяет два мира. Оно принадлежит к нашему миру, но может легко спускаться в самые глубины души. Эго не задавит его.

Регулярно ныряя на глубину, мы обретаем собственный голос и истинные ресурсы, которые являются уникальными для каждой из нас.

Что значит нырнуть в глубину? Как наладить связь с душой?

Бывать в одиночестве.

Часто женщины считают, что время, потраченное на уход за собой – маникюр, парикмахерскую, магазины считается «временем для души», но это очень большое заблуждение. Уход за собой – это тоже «работа», когда женщина, может, и отдыхает физически или ментально, но это далеко не отдых души и не связь с сокровенным Я.

К. П. Эстес дает такие рекомендации:

«Как можно вызвать душу?Для этого есть много способов: медитация, ритм бега или барабанного боя, пение, писательство, живопись, сочинение музыки, созерцание прекрасного, молитва, размышление, обряды и ритуалы, покой и даже зачаровывающие настроения и идеи. Все это – психические призывы к душе, исходящие из ее обители от нее самой.Однако я советую использовать те методы, которые не требуют ни реквизита, ни специального места и которые можно завершить за день, так и за минуту. Это значит использовать для призывания души собственный ум. У каждой из нас есть хотя бы одно привычное состояние ума, в котором лучше всего переживать такое одиночество. Для меня одиночество похоже на «складной лес», который я повсюду ношу с собой и разворачиваю вокруг себя, когда возникает потребность. Я сажусь у подножия огромных старых деревьев своего детства. Из этого места я задаю вопросы, получаю ответы, а потом снова уменьшаю свой уголок леса до размера любовной записки – до следующего раза. Такое переживание бывает мгновенным, кратким и емким.На самом деле единственная необходимая для одиночества вещь – это способность отключаться от всего, что нас отвлекает».

Думаю, каждая из нас знает о таком состоянии, пребывание в котором целительно для ее души. Это настолько индивидуально, что я даже не хочу сбивать вас примерами. Одно могу сказать точно, когда вы соприкоснулись со своей душой и  бессознательным, вы это не пропустите. Вы почувствуете и поймете, что случилось что-то волшебное и гармоничное: вы побывали дома. В доме своей души. И из этого путешествия никто не возвращается с пустыми руками.

Приятного просмотра!

Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные и вдохновляющие материалы по психологии, подписывайтесь на мой канал!

Фото: yandex.ru
Фото: yandex.ru
Сказки
3041 интересуется