Монтаж существует столько же, сколько и сам кинематограф, и ни один фильм не обходится без его использования, а некоторые приложения дают возможность применить его прямо на Вашем смартфоне.
Однако, не всегда и не все однозначно понимают сам термин "монтаж" и что им обозначают. Приведу короткий пример, чтобы проиллюстрировать различные трактовки понятия "монтаж".
В обозримом сравнительно недалёком прошлом творческий коллектив "Немагия" из Кемерово обсуждал в рамках своего блога правдоподобность нашумевшего пранка коллектива "Ракамакафо". https://www.youtube.com/watch?v=xp0zm6G6jSE таймкод 8:08
В качестве обьяснения или оправдания (это не важно для нашего маленького исследования, приглашаю Вас обратить своё внимание на интересную деталь того далёкого случая) Николай Соболев говорит "Если кто-то из Вас понимает в монтаже и съёмке видео хоть что-то, то я думаю, что вы поймёте, что некоторые кадры являются очень важны[ми] для склеек, для стыков..."
Николай говорит о монтаже, о монтажных склейках. После этих слов "Немагия" прерывают Соболева тёмным экраном, и демонстрируют комбинацию специальных визуальных эффектов, созданных в программе на ПК, после чего Алексей Псковитин с иронией (на мой взгляд) говорит "Нет, мы, конечно, в монтаже и съёмке, как Ракамакафо, не понимаем, но..."
Здесь мы наблюдаем очень интересный феномен, на который я приглашаю Вас, дорогие читатели, обратить внимание: Николай Соболев говорил о
понимании монтажа, разумея склейки между кадрами, он даже уточнил "..для склеек, стыков..".
Алексей Псковитин и Михаил Печерский, с другой стороны, применяя такой ироничный мазок в своём видеообзоре, под пониманием монтажа подразумевали высокий уровень умений в программах, позволяющих создавать визуальные эффекты.
Не поймите меня неправильно, при большом обобщении и использовании максимально популяризированных выражений, и склейки между кадрами, и создание и наложение визуальных эффектов в программах можно с натяжкой называть одним термином "монтаж".
Однако, это совсем не одно и то же. Чтобы не тонуть в длинном дискуссионном обмене мнениями, предлагаю опереться на простой и легко проверяемый факт: в титрах большого кино монтажёра и специалистов по созданию и наложению визуальных эффектов указывают раздельно. Остановимся на этом, как на неком практическом критерии "истины".
Теперь мы готовы перейти к главному, что есть показать: в кино в большинстве случаев не уделяют монтажу большого внимания и не сильно работают со склейками.
Основная проблема в том, что хорошая склейка должна быть задумана ещё до начала монтажа, и более того, до того, как начались съёмки (или конкретный съёмочный день/смена). А это требует дополнительных действий, которые или по причине нехватки времени, или по причине малого приоритета монтажных склеек, или же по какой другой причине не делают.
А если склейки не были задуманы заранее или на стадии съёмок, и всё снимали их не учитывая, то всё остаётся на откуп режиссёру монтажа. Конечно, ему может повезти, некоторые склейки, даже очень удачные, будут более чем возможны. Однако гораздо чаще внятных и "вкусных" склеек, причём чаще в разы, будут получаться абы какие склейки, и винить в этом монтажёра по меньшей мере несправедливо.
Сверх того, иногда дубль с задуманной склейкой может быть утерян или испорчен ошибкой кого-то на площадке, в виду чего нужно выкручиваться. Не всегда всё идёт идеально, это вполне понятно.
"Абы какие склейки" значит, что после одного кадра просто-напросто идёт другой, без хоть какой-то попытки их связать. Вы можете убедиться в этом, посмотрев практически любой фильм нашего или несколько отдалённого времени.
Для примера предлагаю рассмотреть две разных сцены из двух разных фильмов. Возьмём один зарубежный фильм, "Святые из Бундока" "The Boondock Saints", и один отечественный, "Бумер". Нет, эти фильмы выбраны не потому, что они обьективно лучшие, просто это два характерных примера, которые крепко cидят в моей памяти.
В обоих приведённых фильмах режиссёры несколько раз за фильм вспоминали, что вообще-то существует монтаж и возможно делать плавные монтажные склейки.
Начнём с отечественного фильма "Бумер". В настоящее время он выложен в открытый доступ, вот https://www.youtube.com/watch?v=l-qMtxfJynI&t=947s таймкод 15:28
Настоящая склейка является логически связанной, заранее задуманной, и идеально выполненной, вкусной, по английски точнее: smooth, perfectly executed. Её практически не заметно, приятно её наблюдать. Она по нажатию рычага. В первом кадре на тормозной системе мотоцикла, а во втором - на заправочном пистолете.
Однако, не далее, чем в следующем кадре нас ждёт рваная, явно не продуманная заранее, именно "абы какая" склейка.
А теперь "Святые из Трущоб" ("The Boondock Saints). Интересующий нас отрывок есть на ютюбе, вот https://www.youtube.com/watch?v=Pqw9DeYRUeQ таймкод 0:42.
Два кадра связанны между собой идеально "вкусной" склейкой - схожими движениями актёров с оружием. Манипуляции с затвором снайперской винтовки в первом кадре, и с пистолетом-пулемётом - во втором, при этом мастерски подобран так называемый тайминг склейки, то есть она выполнена в лучший для склейки момент.
Склейка по своему уровню не уступает склейке из фильма "Бумер", упомянутой выше, однако, в случае фильма "Святые из Трущоб" труднее (лично мне) сказать, была ли эта склейка запланирована заранее, или вышла спонтанно на "монтажном столе".
И, как и в первом случае, сразу после этой склейки идёт "абы какая".
Да, мастерские монтажные склейки редко используют в кино. Из-за того, что они не так важны для режиссёров и продюсеров, или же потому что на их обдумывание нет времени. В прочем одно не то, что не исключает другое, а даже одно порождает другое. Что есть, то есть.
И всё же иногда творцы радуют глаз любителей монтажа сочными и вкусными склейками. И их мы в рамках деятельности на нашем канале будем искать в различных фильмах.
Не говоря уже о том, чтобы по возможности создавать хорошие склейки в собственном творчестве. Каждое видео на нашем канале Монтаж Дзен (за редчайшим исключением) содержит хотя бы одну монтажную склейку.
Оценить ее качество вы можете в комментариях под каждым из роликов на канале https://zen.yandex.ru/id/60a41ca8d5960a1f130d0a38
Если у Вы хотите разбора интересного Вам кино (с точки зрения монтажных склеек), просто напишите название и год выхода фильма в комментариях. Он попадёт в очередь на разбор. На текущий момент она пуста, так что, не упустите возможность.
В следующих статьях будет выдвинута наша оригинальная классификация монтажных склеек, которую мы будем использовать для оценки фильмов, попадающих на разбор.
Всем добра!
Иллюстрации выполнены автором статьи.