Идеальный вариант для работодателя, когда на существующую вакансию приходит соискатель с прекрасными hard skills и супер крутыми soft skills. Это значит, что сегодняшний сотрудник должен как обладать нужным уровнем профессиональных компетенций (hard skills), так и быть коммуникабельным, контактным, организованным (soft skills). А для ряда работодателей эти последние качества даже намного важнее, чем проф навыки. Значит ли это, что сейчас можно ничего не уметь, но при этом знать, как всем понравиться, и это залог успеха? Давайте поймем, почему soft skills стали так много значить для работодателя.
Ключевое различие между «жесткими» и «мягкими» навыками в том, как они приобретаются и как они применяются в работе. Hard skills это то, чему мы учимся в высших учебных заведениях или на специальных тренингах. Среди компетенций, которые относятся к hard skills может быть умение работать в определенных программах, владение редакторами.
К soft skills, в большей степени, относятся умения, основанные на личных качествах человека. Для того, чтобы развить некоторые из них уходят годы, а то и вся жизнь. Нужны они для того, чтобы быть в состоянии правильно распорядиться своим временем и организовать рабочий процесс, уметь избегать конфликтных ситуаций или разруливать сложные процессы.
Если подытожить, hard skills это такая «технарская», «ремесленная» история, позволяющая специалисту качественно выполнять возложенные на него функции. А вот soft skills это про рабочие привычки, которые помогают стать успешным в своем деле.
Некоторые из самых востребованных hard skills
- Владение иностранными языками;
- Управление базами данных;
- Владение пакетом программ Adobe;
- Навыки сетевой безопасности;
- Навыки в SEO/SEM маркетинге;
- Владение основами статистического анализа данных;
- Знание систем автоматизированного сбора и обработки данных;
- Навыки разработки мобильных приложений;
- Навыки создания пользовательского интерфейса;
- Умение управлять маркетинговыми кампаниями;
- Навыки управления системами хранения и управления;
- Языки программирования (Perl, Python, Java, Ruby).
Некоторые из самых востребованных soft skills
- Порядочность;
- Надежность;
- Умение убеждать;
- Способность построить эффективную коммуникацию;
- Открытость;
- Умение работать в команде;
- Креативность;
- Умение решать проблемы;
- Критическое мышление;
- Способность к адаптации – адаптивность;
- Организованность;
- Готовность к обучению;
- Эмпатия и эмоциональный интеллект.
Так почему же soft skills стали так важны?
Несколько лет назад Гарвардский университет совместно с Фондом Карнеги и Стэнфордским исследовательским центром провели исследование, в результате которого выяснили, что успешность в работе на 85% определяется soft skills и вообще человеческими качествами, и лишь на 15% - hard skills. При этом около ¾ бюджетов на обучение тратятся корпорациями на развитие именно технических компетенций.
Soft skills становятся все более востребованными на фоне растущей роли искусственного интеллекта, глобального применения цифровых технологий, роботизации процессов. Мы очень многое отдаем на аутсорс машинам, но машины пока не могут превзойти человека в его умении строить межличностную коммуникацию, создавать стратегии и творить.
Во франчайзинге без soft skills не обойтись. Среди самых важных умений для будущего франчайзи обычно называют:
- Ответственность за растущий бизнес – важно понимать, что франчайзи не получает «волшебную таблетку» в виде готовой бизнес-стратегии, успех его франчайзинговой точки в его руках. Он вкладывается в общее дело и несет ответственность, как за свое дело, так и за растущий бизнес;
- Прекрасные коммуникативные навыки – партнеру предстоит построить эффективную коммуникацию с франчайзером, поставщиками, сотрудниками, клиентами;
- Способность убеждать и вдохновлять – здесь речь идет о персонале и вообще команде, которую франчайзер наберет и поведет за собой;
- Способность адаптироваться к предлагаемой системе ведения бизнеса. У франчайзера есть точное понимание, как развивать бизнес. Франчайзи необходимо быть готовым к обучению, быть в состоянии разобраться в предлагаемой бизнес-стратегии, следовать системе и развивать бренд.
Не всегда soft skills и hard skills находятся в балансе. Важно понимать, что и те, и другие качества можно развить, когда есть желание.