Найти тему

Почему советские актеры и фильмы были лучше нынешних

Кадр из фильма "Белорусский вокзал" 1970, режиссер Андрей Смирнов
Кадр из фильма "Белорусский вокзал" 1970, режиссер Андрей Смирнов

Я долго думал над этим вопросом, хотя он не такой уж и сложный. Причины, почему так резко упал уровень киноискусства и его представителей, актеров, режиссеров, сценаристов лежат на поверхности. В последние годы существования Советского Союза, была отменена госмонополия на кинопроизводство. Теперь фильмы могли создавать и кооперативы. Конечно не те кооперативы, которые покупали белую футболку за три рубля, лепили на нее утюгом красивую наклейку за сорок пять копеек и продавали за пятнадцать рублей. Я имел в виду, кинокооперативы. Их развелось много, появилось много кинофабрик, а когда всего становится много, качество неизбежно падает. Если актера сегодня снимают в одном ширпотребном фильме, а завтра уже в другом, то и сам он, в конце концов, устает от этого конвейера и начинает халтурить, бегая от одного режиссера к другому. Так родилась и быстро закончилась эпоха кооперативного кино.

Первый кооперативный фильм, "За прекрасных дам!" 1989, режиссер, Анатолий Эйрамджан
Первый кооперативный фильм, "За прекрасных дам!" 1989, режиссер, Анатолий Эйрамджан

Длилась она с 1989-го года, когда разрешили снимать кино всем, у кого были деньги, а закончилась примерно в 1993-1994, когда кризис в стране ударил и по кинематографу. Производство фильмов упало. Многие актеры в эти годы ушли из профессии и некоторые так и не вернулись в нее.

Второй удар, который повлиял на качество фильмов и уровень актерской игры, нанесло начавшееся производство сериалов. Здесь уже точно ни от кого не требовали гениальной игры. Главное объем, снять побольше серий и как можно быстрее, чтобы уложиться в бюджет. Сериалов постепенно стали снимать так много, что некоторые актеры едва успевали переходить из одного в другой.

Еще одной причиной общего снижения уровня кинематографа стала отмена обязательного худсовета перед утверждением фильма к выходу на экраны. Раньше откровенную халтуру просто не выпустили бы в прокат. Да, были и в советские времена проходные фильмы, но их было немного и категории им присваивали низкие и копий делали такое количество, что их потом мало кто видел. А потом этого своеобразного экзамена для съемочной группы не стало, и можно было производить любую чернуху в любых объемах. Появление низкопробных латиноамериканских сериалов в огромных объемах на всех каналах тоже внесло свою негативную лепту. Если зрители смотрели даже такие примитивные фильмы и у них были высокие телерейтинги, то зачем снимать дорогое и качественное кино? Зритель в те лихие годы скушал бы все, что, собственно и происходило.

Уровень сценаристов тоже упал по тем же причинам. Тех, кто создает качественный текстовый материал для фильмов, элементарно не хватает на всех. А ведь сценарий является краеугольным камнем любой кинокартины. Посредственный сценарий не вытянет ни один даже знаменитый режиссер. Кроме того, сами сценаристы, снизили к себе требования, оказавшись в ситуации, когда нужны объемы и поджимают сроки.

Вот как надо работать, когда пора сдавать материал
Вот как надо работать, когда пора сдавать материал

Кооперативное кино давно закончилось, а вот уровень кино и в "нулевые годы" оставлял желать лучшего по тем же причинам.

В последнее время, с приходом в киноиндустрию больших денег, ситуация стала немного меняться. Качество съемок возросло, но в основном за счет хорошего уровня операторской работы, хорошего звука и спецэффектов. Все остальные проблемы остались и в целом, я не могу назвать ни одного по-настоящему качественного, запоминающегося, запавшего в душу фильма за последние 10 лет, ни одного актера младше 50-ти лет, которого смело можно поставить в один ряд с Актерами советского кино. Спасибо за внимание.