То, что воровать плохо и вообще это грех, мама повторяла мне всё моё детство. И я ни разу не помышляла о том, чтобы что-то у кого-то украсть. Но был в моей жизни один случай, когда я всё же нарушила мамин запрет.
Летние каникулы в детстве я проводила на даче с бабушкой и общалась в компании детей плюс-минус одного со мной возраста. Мне было 11 лет, и у меня стали появляться первые карманные деньги, которые я тратила на мороженое, чипсы и жвачки Love is. И в основном именно на жвачки, которые покупались ради коллекционирования вкладышей.
В нашей дачной компании была девочка Оля (имя изменено), которая была старше нас всех. Родители давали ей на неделю целых 100 рублей, в то время как большинству из нас существенно меньше. Мне, к примеру, давали 10 рублей. А одна жвачка стоила рубль. То есть в неделю я могла купить 10 жвачек. И в основном я ходила в палатку каждый день и покупала одну жвачку. Другие дети тоже покупали: кто по одной, кто по две или три. Оля же покупал каждый день по 10 жвачек. И, конечно, собрать коллекцию вкладышей она могла намного быстрее нас.
Как-то мы заметили, что вместо 10 жвачек она вышла из палатки с 11. И она сама поделилась с нами своим наблюдением, что продавец стоит и ждёт, пока ты возьмёшь жвачку из коробки только если ты покупаешь помалу штук. А вот когда берёшь сразу по 10, то она отворачивается на некоторое время, пока ты набираешь, и спокойно можно взять ещё одну жвачку бесплатно. И она стала советовать нам тоже это попробовать. Убеждала, что ничего такого в этом нет, это же всего лишь жвачка.
Даже не помню почему, но я всё-таки решилась это попробовать. В очередной раз, когда мне дали 10 рублей, я задумала потратить их за раз и купить сразу 10 жвачек. Я пришла, дала деньги, продавец поставила передо мной коробку с жвачками и со словами "набирай" отвернулась в сторону. Всё было в точности как говорила Оля. И я взяла ту злополучную одиннадцатую жвачку, за которую не заплатила.
Выйдя из магазина, я абсолютно не испытывала радости, что на этой неделе у меня будет на одну жвачку, а соответственно на один вкладыш больше, и что продавец ничего не заметила. Мне было очень стыдно, что я воспользовалась её доверием и невнимательностью. Пройдя полпути до дачи, я решила вернуться в палатку и отдать ей украденную жвачку. Но остальные дети стали изо всех сил упрашивать не делать этого. Они ведь понимали, что после этого "лавочка" может прикрыться и халявы больше не будет. Я поддалась на их уговоры и согласилась не возвращать жвачку.
Придя домой, я не смогла скрыть от бабушки своего подавленного настроения. "Что-то ты сегодня как в воду опущенная. Обычно так радуешься своим жвачкам", — сказала бабуля. "Да просто вкладыши все повторки попались", — ответила я. Ну не могла я признаться бабушке в своём таком плохом поступке. Потому что очень не хотела её расстраивать. Потому что боялась наказания. Потому что итак уже прочувствовала всю глубину вины и угрызений совести.
С тех пор прошло много лет, но то жгучее чувство вины я запомнила на всю жизнь. И именно то чувство стало гарантом категорического нежелания повторять такой опыт в будущем.
А что вы думаете по поводу воспитания детей в отношении воровства?
Читайте далее:
1. Наказание, передающееся из поколения в поколение