Продолжаем нашу рубрику — ликвидация бизнес-безграмотности.
— Какая маржá?
Дмитрий неуверенно сжался, не зная что ответить. Горло предательски пересохло, не позволяя выдавить ни единого слова. Но всё же, пересилив себя, он молвил:
— Я не знаю….
Для тех, кто не понял, это отрывок из этого видео.
Дмитрий Портнягин это очень известный, как их сейчас называют, инфоцыган. Бизнес-тренер, который рассказывает всем сказки о том, что он владелец многомиллионного бизнеса. Просто вопрос “какая маржа” от реального бизнесмена Евгения Черняка мгновенно выбил почву из под ног у лжеца. Почему? Да потому что реальный предприниматель всегда знает, что такое маржа и какая она у его бизнеса.
Итак, что же такое маржа? Маржá - это разница между ценой и себестоимостью товара/услуги. «Маржá» пришла в русский язык из английского, margin — преимущество. Маржа считается как в абсолютных величинах, т.е. деньгах, так и в процентах.
Классический пример про яблоки. Вы покупаете 10 яблок за 1 рубль, продаёте каждое яблоко по 10 рублей, ваша выручка (помним прошлый пост?) составляет 100 рублей. Но вам нужно ещё потратить деньги на логистику: приехать к производителю яблок и купить у него их, перенести их на склад, а оттуда уже перевезти на рынок и продать. И ещё сверху надо заплатить грузчику и водителю. Пусть на логистику у нас уйдёт 10 рублей, а на зарплаты 30 рублей. Так вот:
Выручка — Логистика — Себестоимость яблок — Зарплаты = Маржá ( она же - прибыль до налогов). 100-10-10-30=50 рублей. Если считать в процентах, то формула проста:
Маржá = (Цена продажи — Себестоимость) / Цена продажи * 100%. В нашем случае это (100-50)/100*100, получаем 50% маржу.
В общем и целом, понятие маржи тождественно равно прибыли, но всё же не зря существуют два разных термина. Под прибылью чаще всего имеют в виду конечную сумму, которую получит бизнесмен после всех своих действий. А вот под маржóй всегда имеют разницу между выручкой и себестоимостью. А вот себестоимость уже очень варьируется - можно считать только закупочную цену товара, либо же вместе с затратами на логистику и зарплаты и так далее.
Поэтому у маржи есть много производных понятий. Маржинальная торговля - это такой вид торговли, довольно спекулятивный, при котором товары предоставляются торговцу под залог будущей маржи. Т.е. торговец не покупает яблоки у производителя, он их просто берёт в кредит, чтобы позже продать, получить выручки и от полученной маржи он отдаёт кредит на яблоки производителю.
Есть ещё понятие маржинальная доходность, она же маржинальная прибыль. Это разница между выручкой и переменными затратами, т.е. тех, которые напрямую зависят от количества выполненных услуг или проданных товаров — чем их больше, тем выше переменные затраты.
Итак, закрепляем. Маржá - это всегда разница между выручкой и себестоимостью, а вот себестоимость чего, предприниматель уже решает сам. Чем больше он включит в эту себестоимость, тем «чище» у него будет маржа, конечные цифры будут понятнее.