Многие почему-то хотят справиться, побороть, прекратить детские истерики. На мой взгляд эти термины не совсем уместны, ведь если ребенок плачет, истерит, значит ему плохо, а если ему плохо, то ему нужна помощь, а не борьба.
Поэтому я решила написать статью, даже несколько о своем опыте помощи ребенку. Как это получается у меня. Какие способы я использую и какие работают. Это не авторская методика, нет, скорее компиляция всех тех знаний, которые я почерпнула из многочисленных лекций и семинаров.
Многие советы не срабатывали на моем ребенке алалике, он очень плохо понимает обращенную речь, не может говорить, поэтому многие рекомендации просто не работают никак. Я расскажу как я их модифицировала для него.
Можно выделить три основные причины по которым ребенок плачет, в каждом случае будут разные методы работы.
Причина 1. Ему больно (ударился, что-то болит)
Причина 2. Ему грустно (уехал любимый человек - папа, бабушка, сломалась любимая игрушка)
Причина 3. Он что-то хочет получить от вас - это как раз и относится именно к детской истерике
Важно уметь отличать по какой именно причине ребенок плачет, часто это бывает довольно очевидно, но не всегда. Поэтому обязательно наблюдайте за мимикой и поведением вашего ребенка, чтобы четко определять причину плача.
В этой статье я поговорю о первой причине - ребенку больно. Как себя правильно вести в этой ситуации.
Для начала пример.
Вы идете на высоких каблуках, хотите сесть в машину, спотыкаетесь и падаете. Садитесь в итоге. Вам очень больно, еще обидно. И вы плачете, или просто жалуетесь мужу. На это ваш муж вам отвечает следующее:
"Ну что-ты дорогая, да не так уж и больно, не плачь, ты же уже большая такая, чего-ты плачешь, сейчас все пройдет, и вообще, я же тебе говорил, не надевай такие высокие каблуки и ходи аккуратно, а ты не послушалась, и вот итог, упала. Ну все-все хватит плакать, да ладно, все уже прошло, вот, держи шоколадку, включи на планшете сериал свой любимый и смотри, кончай плакать"
Наверно вы ожидали немного не это услышать, правда? А вот детям мы очень часто именно так и говорим.
Что говорить нельзя:
1) не плачь, ты же мальчик! Девочкам конечно повезло гораздо больше. А вот мальчикам нет. Ему 2 года, он еще понятия не имеет о разнице полов, не знает про патриархат и матриархат. Ему больно, он ДОЛЖЕН выплеснуть свою негативную эмоцию и он ИМЕЕТ ПРАВО на это!
2) да не так уж и больно, уже все прошло. Как вы можете решать за кого-то, даже если это ваш собственный ребенок, насколько ему сильно больно и в какой момент у него это прошло!
3) нравоучения - говорила тебе не бегай, сам виноват. Ребенку больно, он не услышит ваших нравоучений, сейчас совсем-совсем не тот момент, когда стоит ему читать нравоучения.
4) паниковать. Если ребенок ушибся действительно очень сильно, ему нужна помощь врачей, то вы должны максимально сохранять спокойствие. Оценить ситуацию, оказать первую медицинскую помощь, при необходимости отвезти ребенка в больницу или вызвать скорую помощь. Представляете, ребенку очень больно, очень страшно, вы - единственный человек, на которого он надеется. А если вы паникуете, то что думает ребенок - все, даже вы ему значит помочь не можете, для ребенка это самое страшное, что может быть. Здесь не нужно много говорить. Достаточно короткой фразы: "Терпи. Я тебе сейчас помогу!"
Что нужно делать и говорить
Если ребенку больно, то вы должны его пожалеть и РАЗДЕЛИТЬ с ним его чувства.
1) "Тебе больно"/"Тебе очень больно"/"Ты ударился, я вижу, тебе больно" - так вы сообщаете ребенку, что вам не все равно, вы его поняли и разделили его чувства.
2) Создайте ритуал "пожалелок". У нас, например, если сильно-сильно ударился, то на ручках держу. Если ударился несильно, то достаточно поцеловать/подуть/погладить рукой ушибленное место и все обычно чудесным образом проходит.
По поводу первого пункта, если ребенок плохо понимает речь, да и с хорошо понимающим ребенком это тоже не помешает - не просто говорите "тебе больно", но и эмоционально подключитесь, ваша эмоция на лице тоже должна изображать боль.
По поводу второго пункта. Многие могут мне возразить, что так ведь можно вырастить плаксу, который плачет при каждом синячке. Я отвечу, как раз наоборот. Если ребенок не получает разделения эмоций и "пожалелок", то он будет плакать яростнее и активнее даже при незначительных ударах, чтобы все-таки выпросить у вас "пожалелки".
Ритуал "пожалелок" должен быть правильным. Это не так, что ребенок упал - и вы бежите со всех ног к нему, и давай жалеть. Нет.
У меня это так: ребенок ударился, подходит ко мне, показывает место ушиба, я его жалею, ребенок побежал играть дальше. Как к этому придти.
Начинаем понемногу. Ребенок упал. Вы совсем близко, тянете к нему руки со словами "Иди ко мне, я тебя пожалею". Ребенок потянется к вам инстинктивно и тут вы берете его на руки. И так постепенно увеличиваете расстояние. В итоге добиваетесь того, что ребенок встает и сам к вам идет.
Зачем это нужно. Ребенок учит мобилизовываться в сложной ситуации. Плюс пока встанет, дойдет, уже и не так больно. Плюс он учится тому, что "пожалелка" отсрочена по времени. Так ему будет гораздо легче адаптироваться к тому же детскому садику. Он может уже вечером вам пожаловаться на то, что он больно ударился утром. И вечером вы его пожалеете со словами: "Тебе было очень больно. Да. Я понимаю."
Еще один момент. Если у вас ребенок не говорит, то учитесь распознавать эмоции боли. Это крайне важно. Часто неговорящий ребенок много истерит. И за этими истериками вы должны увидеть и распознать те моменты, когда ему больно, когда ему возможно требуется медицинская помощь. Он ведь вам не скажет, не сможет сказать.
Также извлекаем пользу и развиваем эмоциональный интеллект ребенка и эмпатию. Когда вы ударились, сообщайте ребенку "Я ударилась, мне больно". Подключаем известную ребенку эмоцию боли, которую он знает, он видел ее на вашем лице, когда вы жалели его. Слово+эмоция, здесь сможет понять любой, даже неговорящий ребенок. Не с первого раза, но он тоже начнет вас жалеть. Он начнет соотносить и свои действия. Он вас ударил/укусил/ущипнул - вам больно. Он сможет понять, вспомнить свои чувства и поступить правильно, пожалеть, посочувствовать! Во взрослой жизни редкий и ценный навык.
И в заключение, мой случай из жизни. Я грешу тем, что порой бываю очень строга, выполняю инструкции прям четко-четко. Мы добились того, что сын всегда подходил сам ко мне, если ему больно. И как-то вечером слышу плач. Он стоит около двери в ванной и плачет. Я сижу на диване. Думаю, наверно палец немного прищемил, пока баловался с дверью. Говорю ему "Иди ко мне, я тебя пожалею". Он не идет, продолжает плакать, стучит рукой по двери. Я думаю, о, значит истерика, требует видно, чтобы я дверь открыла. Говорю ему: "В ванну мы пойдем после ужина, иди поиграем пока". Ребенок продолжает плакать и начинает колотить по двери еще сильнее. Минут пять я его пыталась уговорить. Реакции ноль. Я подошла и увидела, что у него палец застрял в щелке и он не мог его вытащить, бедняга, никак. Как же мне было стыдно, я аж расплакалась.
Любите своих детей, учитесь их понимать и разделять их чувства, а не пытаться их заглушить, остановить, потому что нам неприятно, потому что нам тяжело слушать их плач, и поэтому мы готовы заткнуть (да простите, именно заткнуть) плач ребенка всем чем угодно - всунуть ему в рот шоколадку, включить мультики, в руки дать планшет, лишь бы не плакал, лишь бы не раздражал нашу чуткую нервную систему, мы ведь его так любим, что не можем слушать его плач. Учитесь действительно любить вашего ребенка, это непростая задача. И помните, ребенок ИМЕЕТ ПРАВО плакать!
О том, что делать, если у ребенка горе я написала в этой статье
Собираю пожертвования на коррекционные занятия для своего сына здесь, буду благодарна за любую помощь, ваши 10 рублей - еще один дополнительный шанс заговорить ребенку и жить полноценной жизнью.