Пандемия ограничила возможность путешествий, но запрета на выезд из Финляндии не последовало. Ковид-паспорта унифицируют поездки по Европе, Финляндия также выработала новые рекомендации по въезду в страну.
Зарубежные поездки для многих финнов оказались отложены в связи с рекомендациями правительства. Перемещения без весомой причины во время пандемии нежелательны. Но препятствия, вызванные вирусной обстановкой, всё же не закрывают выезд за границу. А причины для поездок совершенно разные.
В этой статье двое финнов, путешествующих по Европе в разгар пандемии, рассказывают о своём опыте.
10 тестов после поездок в Эстонию
Тайна Хаапала ежемесячно ездит в Эстонию по семейным причинам. Сначала на пароме она добирается до Таллина, затем на автобусе — до Пярну.
Ездила Хаапала в Эстонию и в начале года, в самый разгар эпидемии в этой стране: тогда были заражены 1500 на каждые 100 000 жителей. Но Хаапала опасалась заразиться не больше, чем в Финляндии.
— На долгих междугородних автобусных маршрутах необходимо быть в маске, за этим следит полиция, а в салоне пассажиров меньше обычного. Все используют маски и антисептики. Но я могла бы заразиться и в Финляндии.
С начала весны перед посадкой на паром требуется предъявить негативный результат тестирования. После февраля Хаапала сдавала тест 10 раз, и результат всякий раз оказывался отрицательным. В Эстонии тесты дешевле, чем в Финляндии: можно сдать их меньше чем за €50, в то время как в Финляндии стоимость достигает €300.
На родине Хаапала звонили медработники и интересовались, как долго она пробудет в Финляндии.
— Я удивлялась этим звонкам — я ведь гражданка Финляндии.
Хаапала считает, что рекомендации и инструкции в связи с путешествиями на данный момент выглядят слишком усложнёнными.
— От этого всего голова идёт кругом, за всем не уследишь.
На прошлой неделе правительство представило законопроект о въезде в страну, согласно которому у человека, прибывающего в Финляндию, должно быть либо подтверждение того, что он переболел кopoнaвирусом, либо свидетельство о вакцинации, либо отрицательный тест. В настоящее время жители Евросоюза не могут въехать в страну без двух тестов и двухнедельного карантина.
Хаапала рассчитывает, что будет выработана общая с Европой линия, а путешествия станут доступнее с улучшением эпидемиологической ситуации и вакцинацией. На данный момент поездки причиняют ей много головной боли.
— У родственников в другой стране и так стресс, так что сжальтесь, дайте покой и больше свободы передвижения, — обращается она к правительству.
После проведённой в Испании зимы чувствуешь себя преступником
Пяйви Мякинен, которая в связи с работой уехала в прошлом августе в Испанию, вернулась в Финляндию в начале мая. Мякинен путешествует на машине с навигатором и двумя собаками. Дорога в один конец занимает порядка недели, ночует вся компания в отелях.
На обратном пути Мякинен проехала через 14 стран. Страны ЕС договорились о применении единого ковид-паспорта, но она ощутила на себе, как эпидемиологические правила сильно разнятся в зависимости от страны.
В странах Южной Европы Мякинен столкнулась в том числе и с предложениями сделать поддельную справку о тесте. На границе Германии тест прошёл быстро. Там местный Красный Крест предлагает добровольно пройти тест за деньги. Чем ближе к северу, тем правила жёстче, самые серьёзные проверки — в Дании и Швеции.
— Мне достоверно известно, что одну компанию на машине развернули от границы под конвоем полиции, потому что они не сделали достаточное количество тестов.
Впрочем, поездка Мякинен прошла без сложностей.
— Мы исходили из того, что всё будем делать по правилам.
В Финляндию путешественники вернулись на корабле из Швеции. На родине Мякинен столкнулась с недоверием.
— Когда произносишь слово «Испания», люди тут же начинают чуть ли не шарахаться.
Мякинен напоминает, что на Коста-дель-Соль в Испании живёт и работает множество финнов, которым приходится ездить туда-сюда несмотря на пандемию.
— Они не могут, как в былые времена, написать в фейсбуке: всем привет, уезжаю в Испанию, увидимся весной. Это наделало бы много шуму.
Мякинен говорит, что ощутила себя в Финляндии чуть ли не преступницей, хотя и соблюдала все предписания. В то же время в других европейских странах к путешественникам относятся более дружелюбно.
— Финляндия — своего рода глухой закоулок. Жители Центральной Европы видят, что машины ездят, корабли плавают, а самолёты летают. Так и живём. Никакой паники, — говорит Мякинен.