Посмотреть в Большом театре балет "Онегин" было моей давней мечтой. Вернее, когда его поставили, а я тогда жила в Египте и БТ вообще был для меня чем-то недосягаемым, так что я и мечтать не могла о том, что увижу этот балет, что буду знакома с любимыми исполнителями..
Но первые поездки были на другие спектакли, Онегин все как-то не случался, и даже в январе, когда и состав совпал, и билет был на руках, я поехать не смогла. Что, конечно, зря, и я это понимала. Но слишком непростая была жизненная ситуация.
Надо сказать, "Евгений Онегин" вообще одно из моих любимых произведений, я горячо люблю его в любом виде - книга, опера, драма, ну, фильмов пока не снято нормальных. И балет Джона Кранко мне тоже очень нравится. Не будем придираться к воспроизведению русских реалий - гадание посреди бела дня, танцы, где непонятно, кто дворяне, кто крестьяне. Мне нравится в первую очередь подбор и оркестровка музыки, либретто, костюмы, сценография, которые сохраняются практически в аутентичном виде, где бы ни шел спектакль. Мне нравится, что есть фонд и люди, которые должны сами утвердить и прорепетировать роль с новым исполнителем. Это помогает сохранить спектакль.
Хореография в целом мне тоже нравится, хотя для исполнения она не очень удобна. Например, адажио в сцене сна Татьяны. А вот эти диагонали, когда весь кордебалет пролетает в па де ша - от этого дух захватывает. И конечно же финальная сцена объяснения Татьяны и Онегина абсолютный шедевр, в котором прекрасно все! И музыка, в которой гармонично слиты "Франческа да Римини" и дуэт из оперы "Ромео и Джульетта" (оба П.И. Чайковского), и хореография, и каждый жест. Сколько для меня значит эта сцена! Сколько раз я ее смотрю, и каждый раз это боль, слезы..
И у меня есть любимые исполнители - это Нина Капцова и Руслан Скворцов. В образе Татьяны, который создает Нина, я вижу все, что на мой взгляд должно в ней быть - русская душа, глубина, романтичность и страсти, смятение и строгость, честь и огромная сила духа. Все это Нина блестяще воспроизводит каждый раз на сцене, весь ее драматический талант так прекрасно раскрывается в этом балете!
И Руслан.. любимейший Руслан Васильевич - самый демоничный, даже жестокий Онегин Большого, за что его периодически корят, но он именно такой, каким я вижу Онегина. Мое знакомство и любовь к гению этого танцовщика начались как раз с его Онегина и Бориса.
Есть в этом Онегина такая дьяволинка, токсичность, как сейчас говорят))) Вот он пришел знакомиться, весь из себя загадочный и неприступный, вот издевательски рвет письмо прямо перед лицом девочки, да еще с такой улыбочкой. Потом раскладывает пасьянс (неважно, что там на сцене танцуется, все взгляды на Скворцова, а он разыгрывает мини-спектакль. Но пасьянс не сходится, и он такой: "Ну, сейчас наведу суету!" и идет дразнить Ленского. Во втором же акте он полон раскаяния, страсти, он повержен, и этому веришь.. Образы, которые создает Руслан всегда очень наполнены, в каждом движении сила, значение, каждый жест органичен. Очень живые, красивые кисти рук, эмоции в лице, и в партии Онегина это всегда особенно ярко.
И конечно же дуэт Капцова-Скворцов - станцованный, дуэт мастеров, видеть их вместе большое удовольствие!
Так вот, я дождалась, когда на майский блок распределят составы и сразу же купила билет на Скворцова. Татьяна стояла Евгения Образцова. Потом ее заменили на Анастасию Горячеву. Я конечно мечтала о Нине, но думаю, ладно, все равно интересно. Главное, Скворцов!
И только я купила билеты на самолет, за неделю, может, до спектакля, как вижу, что вместо Руслана стоит Влад Лантратов! О Боже!!! Я тут же написала артисту, и он подтвердил, что 20.05 не выйдет на сцену(((( Это, конечно, была огромнейшая досада. Огорчительно было и то, что Руслан снялся по причине здоровья, и не только с этого спектакля.
И по иронии, Лантратов - единственный Онегин в Большой, которого я просто не могу видеть)) Я люблю Владислава, но в других ролях. Он незаменим, к примеру, в "Укрощении строптивой", она прекрасен и красив, но его Онегина я не вообще никак не могу смотреть. Да и видела уже, и фильм есть, ну где справедливость??
Выставила билет на продажу, но я была не одна такая, билеты так и посыпались на 20е число. В общем, на мой никто не позарился. Мне не очень хотелось лететь в Москву, но билеты на самолет невозвратные, а при моей любви к любым поездка и путешествиям я не могла дать им пропасть)) Ну, думаю, может, все же продам билет в театр, и лучше схожу на "Анну Каренину" с Сергеем Ли.
И вот буквально за три дня захожу на сайт и вижу опять изменения: стоят Нина Капцова и Денис Родькин! Это был подарок мне))) Компенсация за то, что несмотря на мое отчаянное желание, я не увижу своего Онегина. К Родькину я отношусь нормально. Вообще, это была такая рулетка с составами на Онегина, люди были в ярости, каждый ведь на своих любимых брал)))
Что сказать, спектакль вживую еще прекраснее. Музыка Чайковского звучала и пробирала, Ленского и Ольгу танцевали харизматичные Артем Овчаренко и Анна Тихомирова. Денис мне понравился - высокий и статный красавец, его Онегин довольно мягкий, более, может, безразличный - отдал письмо, похлопал по плечу по-доброму, да и забыл. Дуэт с Ниной у них хороший.
А Нина.. вы знаете до этого как раз два спектакля прошли - Образцова с блестящая Татьяна, Горячева - тоже очень артистичная, интересная, сильная! И все очевидцы были в восторге, и я тоже записи просмотрела, думаю, лучше б попасть на Горячеву и Волчкова - обоих интересно было бы увидеть. Но все же после того, как я увидела Нину, я поняла в очередной раз, нет, для меня она лучшая! По силе воздействия, по ее видению.. Лучшая!!!
Спектакль шел в общем-то ровно, был бы Руслан - все бы вибрировало (по крайней мере на меня его присутствие действует именно так). Понравилась ссора Онегина и Ленского - Артем и Денис нешуточно так друг друга швыряли, Ленский залепил звонкую пощечину.. сцена дуэли пронзительна. А финал.. я смотрела, и не верилось, что вижу это здесь и сейчас, что это чудесное искусство рождается прямо на моих глазах!!!
О, если бы вы видели, как побежала Нина за Онегиным.. как же тяжела и красива эта сцена, когда она рвет письмо и прогоняет любимого. Решительный жесть "Прочь!", и он убегает, а Нина потом так дернулась, конвульсивно, побежала за ним, но вернулась, нашла в себе силы. Вот тут у меня кольнуло сердце. Как по-новому, по-своему она это опять сделала! Браво!!! И никто этот момент не заснял, я потом нашла, но все заканчивали снимать после адажио.. Жаль! Но это навсегда останется в моей памяти и в сердце!
Улетала я сразу после спектакля. Но время было, так что я успела пообщаться со всеми исполнителями того вечера. Аня Тихомирова и Артем Овчаренко очень теплые и общительные, к ним пришли и другие поклонники, было очень интересно. Я спросила про пощечину, Артем сказал было не больно, есть секрет. Ну ладно, а то я как-то переживала, что мне в амфитеатре было ее слышно))) Подписать программки и фоточки - то уже традиция, даже если они у меня уже есть))) У Дениса я взяла еще и для племянника автограф - он им очень увлекается. Причем, это был сюрприз, никто не знал, что я в этот вечер в Большом)) Денис очень высокий, выше меня на голову, это так здорово! Не зря его с Ковалевой ставят, беднягу))) А еще я познакомилась в этот вечер с Элей Севенард. Я предполагала, что она будет, так что взяла ее фото, мне хотелось иметь автограф. И было очень интересно с ней поговорить, а еще она очень маленькая. Вообще, балерины в жизни гораздо миниатюрнее, чем кажутся на сцене. Мы иногда корим их - мол, тяжеловаты, крупноваты, а в жизни видишь - птички, в чем душа держится!)) Мне было приятно познакомиться с Элеонорой, я вижу в ней большой потенциал, и она всегда производит очень хорошее впечатление на сцене.
Я долго жала Нину, я должна была сказать ей, каким подарком для меня стал ее выход в этот день. В зале на нее смотрели муж пианист и один из опытнейших концертмейстеров Алексей Мелентьев и их дочка. Люди, которые стояли рядом, пытались убедить мня, что она уже прошла. Да что вы, говорю, я ее пропустить не могла!)) Эля тоже подтвердила, что она еще в театре. Так что я ждала, несмотря на то, что уже регистрация начиналась на мой рейс в Домодедово))) И дождалась, и сказала, что должна была.
А вообще, я за этот день в Москве встретила много балетных знаменитостей. На улице мимо меня прошел Лоран Илер, а я постеснялась подойти. А ведь я была его большой поклонницей! В зале я сидела рядом с Надеждой Грачевой, Ниной Семизоровой, была еще пара европейских хореографов, которые как раз ставили в БТ, но к ним я тоже не подошла. А вот с Махаром Вазиевым все же поздоровалась на служаке))) И он тоже поздоровался)) Ну а что..))) Вообще, все, кто там входит-выходит так или иначе знакомы. С кем-то уже встречалась, кого-то из кордебалета визуально знаю. Я очень люблю прямой контакт с артистами, но конечно когда это уместно и в корректной и деликатной форме.
В общем, поездка выдалась непредсказуемой, сам поход в театр принес мне и радость, и грусть, а после - ностальгию. До си пор скучаю и по Москве, и по Большому - это как огромный магнит, который притягивает меня, где бы я ни находилась. Хотя, надо сказать, еду я туда из-за любимых артистов. А вот не будет их, и может, и не нужно мне это станет.