Анализ источников утверждает, что введение христианства на Руси не следует рассматривать как одноактную действие, связанное с чудесным прозрением Владимира Святославина. Это был длительный и сложный процесс, который начался задолго до его княжения и продолжался после него.
Почему население Киевской Руси приняла христианство? Попытки дать ответ на этот вопрос скоро уже тысяча лет, потому что поиск ее начался почти сразу после погружения русичей в крещальную купель. Ответов может быть несколько вариантов.
Первый - это, конечно, богословский. Князя Владимира вело Божье провидение. Такое толкование принятия новой веры дал еще Яков Мех в "Памяти и похвале князю русскому Владимиру": "... просвещения благодать Божиа сердце князю русских Владимиру, сыну Святославля, внуку Игореву, и возлюбил человеколюбивыы Богь " . 3
Вторая версия выходила из примитивности »не конкурентоспособных" языческих обычаев и обрядов и эстетической привлекательности православной литургии. Тем не менее, как показали исследователи верований восточных славян, на Руси существовали не только примитивные сельские поверья, но и государственная языческая религия городов и социальных верхов с космологическим эпосом, представлениям о божественном происхождении великокняжеской власти, насыщенным ритуалом, развитым иерархизированную жреческим состоянию , который владел тайнами изящной символики.
Впрочем, известно, что изменения в любой культуре не происходят мгновенно, под влиянием какой-то внезапной акции. Их распространение требует объективного почву в самосознании широких масс, а не только воли какого-либо лица, пусть даже и незаурядной.
Исходя из этого, большинство исследователей видят главную причину официального признания, введение и распространение христианства как государственной религии на Руси в несоответствии старых языческих взглядов интересам господствующего слоя.