Друзья, я долго не решалась подходить к разбору этой композиции. Как и всегда у Меркьюри, Innuendo многослойна. Музыка, текст - все это несколько пугало меня, поскольку, допустим , в словах песни и дизайне одноименного альбома присутствуют аллюзии с новейшей философией конца 19 века. Я решила, что в этом случае статья будет слишком длинной и заумной. Однако вчера я вновь пересмотрела видеоряд композиции, махнула рукой и решила - народ просто должен это прочитать!
Итак, сегодня мы рассмотрим композицию Innuendo с одноименного альбома Queen. Сначала немного скучных фактов: cингл песни был выпущен раньше альбома ( 14 января 1991 года), сам альбом представлен на суд слушателей 4 февраля 1991 года. Конечно, это послужило отличной раскруткой альбомного варианта песен, поэтому музыкальные изыскания квинов долго находились в топах продаж.
Работа над альбомом начата Меркьюри в марте 1989 года. Что касается собственно сингла, то тут все интереснее. Группа воссоединилась в студии только к концу 1989 года, все были заняты сольниками, да и подозрения о серьезности болезни Фредди пока были ими не осознаны.
Брайан Мей свидетельствует, что музыка к Innuendo в какой - то мере начала создаваться стихийно. Фредди отдыхал, а музыканты Queen просто играли некий джем из мелодий, но вдруг Меркьюри вышел к ним и .... Так началось это чудо по словам Мея. Возможно, что все так и было, в описании моментов творчества, не касающихся личной жизни ФМ, Мею нет смысла врать.
Итак, Innuendo. Я могла бы назвать эту вещь " резиновой", поскольку чем больше смотришь клип и слушаешь текст, тем больше мыслей приходит в голову, настолько гениально это произведение.
Начнем с разбора музыки. С музыкальной точки зрения, композиция представляет из себя паззл из кусочков, принадлежащих разным жанрам. Queen уже успешно проделывала этот опыт с Богемной рапсодией, как вы помните. " Длина Innuendo — 6 минут и 46 секунд; таким образом это одна из самых длинных песен группы.
Песня начинается с барабанной дроби, которую Роджер Тейлор исполняет 6 секунд. После неё начинается исполнение основного ритма. Далее следует cпокойная часть песни, после которой идёт партия фламенко, а затем — оперная. Потом начинается соло на электрической гитаре. После этого композиция возвращается к начальному ритму.
Соло на испанской гитаре сыграл гитарист группы Yes Стив Хау. Совместная запись Хау с Брайаном Мэем заняла около 2 суток. По словам Мэя, «испанские мотивы предполагаются с самого начала песни; эти маленькие риффы, чем-то похожие на болеро»[1] (ритм, крайне редкий для современной музыки).
Существует так называемая «взрывная версия» (англ. explosive version), вышедшая на 12" сингле. Она отличается от альбомной тем, что после финального аккорда звучит 15-секундная запись, имитирующая звук атомного взрыва." ( Циклопедия.)
Возникает вопрос: а зачем вообще понадобилась такая разная музыка? Для пафосности и "выпендрежа", как пытались охарактеризовать это как всегда недоброжелательные критики в СМИ? Поскольку я уже начала сравнение с Богемной рапсодией, то продолжу: в Innuendo, как и в БР, присутствует диалог, и даже не двух лиц, но это мы разберем чуть позже. И для оформления мыслей каждого говорящего был создан свой кусочек музыки. Странно, что критики нарочно игнорировали эту сложность синтеза, предпочитая называть песню пафосной, хотя не думаю, что все они были несмышлеными глупышами по части истории музыки. Естественно, заказ хозяев должен быть исполнен.
Теперь посмотрим на дизайн обложки альбома Innuendo. Не стану рассматривать дизайн сингла на CD, поскольку именно обложка винилового варианта является тем самым ключом, открывающим нам двери к пониманию самой композиции. Итак, картинка всем известна: на сваленных в кучу планетах возвышается огромная фигура безумного клоуна: растрепанные волосы, длинные усы, улыбка сумасшедшего, даже не улыбка, а злорадный оскал; лицо мужское, но женская грудь.
Клоун жонглирует маленькими планетами как мячиками, не заботясь о том, что какой - то из шариков может упасть и разбиться. У ног клоуна на груде поверженных под ноги чудища планет стоит малюсенький, по сранению с клоуном, человек. Лицо его искажено страхом, он смотрит на безумного жонглера; шляпа человека улетела прочь, но он не замечает этого, привлечнный катастрофическим зрелищем. Этот представитель рода человеческого одет в костюм, скорее более свойственный началу 20 века.
Вся картина несет дух гротеска и страшных предчувствий. У меня сразу возникли в голове ассоциации с Босхом, который также предчувствовал крах цивилизации, если люди не изменят свое поведение.
А вот и безумный клоун для более подробного рассмотрения и рядом - фото уже сошедшего с ума Ницше перед смертью, в психиатрической больнице. За удовольствие побыть сверхчеловеком надо платить.
Итак, дизайн обложки - один из трех ключей к пониманию смысла песни. Кто этот безумный клоун и зачем он жонглирует планетами? Поскольку у Queen все всегда многослойно, то напрашивается сразу ряд ассоциаций: безумие - сатана - Ницше - хаос. С безумием все понятно - оно и так видно на картине, но вот парочка сатана - Ницше требует подробного объяснения. Почему Ницше? Потому что лицо чудища похоже на лицо этого несчастного философа - богоборца. Фридрих Ницше в итоге неравного боя сходит с ума и оказывается в психиатрической больнице. И потому что именно Ницше (сюда можно добавить и Фрейда, и Дарвина) дал идеологическую базу для актуального состояния западного менталитета - нигилизм, эгоизм, атеизм и, как вершина, завуалированный сатанизм.
Мы все хотя бы поверхностно знакомы с идеями этого странного человека: ты обязан стремиться стать сверхчеловеком, сверхчеловек совершеннее Бога, Бог умер, ты можешь делать все, что хочешь, для достижения "сверхчеловечности"; ты свободен в своих действиях... В итоге через полвека эти идеи, всегда популярные у многих людей благодаря обещаниям Ницше сделать этих несчастных сильными, вызывают следующие негативные последствия, о которых говорит Меркьюри: безбожие, эгоизм, одиночество вследствие эгоизма и невозможности ужиться с другим человеком; мифическая свобода переносится и на сексуальную сферу - будь тем, кем ты захочешь - голубым, розовым, транссексуалом....
Забавно, но сам Ницше поступал несколько нечестно: объявив, что Бог умер, он тут же добавляет: "Я почитаю за честь, что происхожу из рода, в котором принимали свое христианство всерьез во всех отношениях". Ну как тут не получить по башке когнитивным диссонансом и не попасть в психушку?!
Понятно, Ницше призывает человека уподобиться не Богу с его Любовью, а дьяволу с его гордыней и ложью. Поэтому в ряде ассоциаций, связанном с клоуном, я упоминаю дьявола. Только вот Ницше самонадеян - не он создал дьявола - сверхчеловека, а дьявол породил подобного рода идеи в голове несчастного, поскольку последний давно страдал манией величия.
Итак, человечек с ужасом смотрит на безумного клоуна, котрого сам род человеческий вызвал из небытия своим поведением... Жонглирование планетами - это символ сатанинского Хаоса, поскольку задача дьявола разрушать - ну, упадет пара миров куда - то в черную дыру... Задача дьявола - погубить как можно больше человеческих душ, поэтому пусть рушатся и падают миры...
Пока мы не начали разбор текста, послушаем еще одно творение Queen, достойное нашего внимания не меньше.
Продолжение следует....
Мы в ВК: Настоящая жизнь Фредди Меркьюри