Здравствуйте, дорогие друзья!
В последнее время. Всё чаще сталкиваюсь с тем, что люди, которые далеки от "морского комьюнити" очень слабо представляют себе работу, быт, досуг и жизнь на торговом судне в целом. Позвольте, уважаемые читатели, приоткрыть завесу тайн и начать делиться с вами всеми тонкостями морского дела.
На сегодняшний день около 95% груза в мире проходит через морские суда, так как именно они доставляют все необходимое к нам домой. Весь морской флот можно разделить на четыре сегмента.
- Офшорный флот. Или по-другому можно назвать его вспомогательным. Он занимает всего лишь 1,5% на общемировом рынке. Отличительной особенностью является то, что здесь самые короткие контракты, например, у меня они 2,5/2,5. То есть, 2,5месяца на работе 2,5 месяца дома. Зарплаты здесь тоже выше, чем на остальном флоте, исключения составляют суда-газовозы.
- 2-военные корабли. Думаю, им стоит посветить отдельную статью. Но здесь итак все понятно.
- 3-рыболовецкий флот. Если брать Россию, то здесь все очень сурово. Контракты по 6 месяцев, за частую суда очень старой постройки. Работа заключается в добыче рыбы, китов, тюленей, моржей или иных живых ресурсов моря. На сегодняшний день рыболовецкий флот занимает треть от общего количества судов.
- 4-торговый флот. Именно этот сегмент является самым большим. Он не относится к военным кораблям, никак не связан с государственной службой. За частую в этом флоте на одном судне работают члены экипажа с разных стран. Главная задача моряков торгового флота-безопасная коммерческая перевозка грузов из точки А в точку Б.
Итак, в первой части мы рассмотрим офшорный флот.
PSV (Platform Supply Vessel)-пожалуй, самая многочисленная когорта среди судов оффшорного флота. Они используются для доставки воды, топлива, продовольствия, необходимого оборудования и бурового снаряжения с береговых баз на оффшорную установку.
Мостик находится в передней части судна. Экипаж от 20 до 35 человек.
Зарплата очень сильно зависит от компании, проекта на котором вы работаете, вашей национальности и ряда других факторов. Например, самая младшая должность на судне-дневальный (Messman). Заработная плата около 50-60 $ в сутки. В то время, как у капитана в сутки может выходить 500$ и выше.
Чаще всего суда привязаны к одному порту, в котором они берут продовольствие и грузы, необходимые для жизнеобеспечения буровых платформ. То есть судно идет в порт, загружается там всем необходимым, например, водой, топливом, буровыми растворами, продуктами, персоналом, трубами для скважин, корзинами и контейнерами с необходимым материалами и везет все на так называемую "поляну". На поляне может стоять одна, две или же сразу несколько буровых платформ, среди которых ходит вспомогательное судно и отдает тот груз, что загрузил в порту. А в замен может забрать что-то с буровой. Чаще всего мы забираем отработанные трубы, пустые контейнера, в которых было продовольствие и корзины с мусором. Затем идет обратно в порт и так далее по кругу.
AHTS (Anchor Handling Tug Supply)-Судно якорезаводчик. Представьте, что на Сахалине открыли очень крупные залежи нефти и необходимо поставить туда буровую платформу, что будет выкачивать нефть и газ с огромных пластов, что находятся под тысячами метров воды и породы. В таком случае нам и понадобится AHTS. Это очень мощное судно, хоть оно может быть не очень больших размеров, но способно взять на буксир огромную нефтяную платформу, возможно, два якорезаводчика будут в паре тащить нефтяную вышку, например, из Кореи. В отличии от PSV у AHTS на палубе будут стоять специальные устройства, для заводки якорей буровой платформы и для буксировки самой платформы по морю. После окончания всех работ, AHTS может исполнять такую же работу, как и PSV, то есть будет снабжать платформу всем необходимым.
Cable Laying Vessel-Кабелеукладчик. Оффшорный флот работает не только в нефтегазовой отрасли, но и выполняет различные работы на море. Как, например, кабелеукладчик. Очень серьезные суда с отличной системой позиционирования. Из названия судна ясно, что основная задача-прокладка кабеля по дну океана. Суда могут работать на очень больших глубинах.
DSV (Diving Support Vessel)-судно поддержки водолазов. На сегодняшний день, по-моему мнению, это самый сложный и самый высокоплачиваемый сегмент оффшорного флота. Из названия понятно, что судно используют как базу для водолазов и специального оборудования, которое под водой сможет обследовать нефтяные трубопроводы, кабеля, подводные соединения и т.д. На судно устанавливают систему DP 3. (Система динамического позиционирования класса 3). Это самая высокая система из существующих на сегодняшний день. Серьезность работ заключается в том, что при спущенном водолазе потеря судном позиции может обернуться гибелью человека под водой. Для эффективной работы Diving Support Vessel обычно оснащен водолазной шахтой, это открытое пространство в центре судна, откуда погружаются водолазы и ROV аппараты(подводные роботы). Кроме того, суда поддержки водолазов всегда снабжены камерой рекомпрессии.
Зарплата капитана на судне достигает 700$ в сутки. Контракты не превышают 60-75 дней.
FPSO-Плавучая установка для добычи, хранения и отгрузки нефти. Плавучая установка, используемая в нефтегазовой отрасли для добычи и хранения углеводородов. FPSO выбирают для глубоководных месторождений, которые находятся вдали от трубопроводов и прочей инфраструктуры. Установка способна сама добывать, перерабатывать и хранить нефть, а также аккумулировать углеводороды добытые с помощью подводного шаблона или на ближайшей буровой установке.
При помощи специального механизма (турели) FPSO соединяется с подводной буровой инфраструктурой. Благодаря турели судно также способно вращаться вокруг собственной оси, сглаживая влияние внешней среды. Некоторые установки отсоединяются от подводных модулей и уплывают на время непогоды.
MPSV-(Multipurpose Supply Vessel) Многоцелевое судно снабжения. Являются одними из самых распространенных оффшорных судов. Обычно это большие суда (DWT около 4500 t), и оснащены они для самых разных задач: палубный кран – манипулятор, ROV, водолазное оборудование и так далее. На универсальных судах обычно установлена DP система класса DP3 или DP2, самое совершенное навигационное оборудование и вертолетная площадка.
Благодаря такому набору, MPSV способны выполнять работы по монтажу морских установок, осуществлять водолазную поддержку, проводить исследования с помощью ROV аппаратов и просто работать в качестве судна снабжения.
Pipe Laying Ships-Трубоукладчик. Трубоукладчики относятся к одним из самых больших и сложных судов оффшорного флота. Они используются для сооружения морских трубопроводов, например, от буровой установки до нефтехранилища, подводных частей газопроводов и т.д.
Команда трубоукладочного судна обычно состоит из более чем 100 человек, причем к экипажу предъявляются очень высокие требования, ведь судно постоянно работает в DP режиме, оснащено краном большой грузоподъемности и сложным оборудованием для укладки труб.
- Термин «S-образная укладка» происходит от формы дуги, которую образует секция трубы при погружении в воду. Трубоукладочный механизм расположен на борту в одной плоскости, это позволяет трубам принимать форму S-образной кривой.
- При «J-образной укладке» трубоукладочный механизм расположен перпендикулярно, что позволяет ему контролировать изгиб трубы при ее опускании на необходимую глубину и обеспечивает J-образную кривую.
Существует также технология, когда весь трубопровод монтируется с помощью буев и буксиров. Когда трубопровод смонтирован, и желаемое место достигнуто, буи отсекаются, и трубопровод погружается в воду.
Сейсморазведочные и гидрографические суда. Суда для сейсмической разведки – это оффшорные суда, предназначенные для геологических исследований дна. Эти суда оснащены специальными, экологически безопасными, пневмо излучателями, которые направляют звуковые волны на дно. Эхо такого “выстрела” улавливается и анализируется специальными буями / антеннами, буксируемыми за судном.
Еще одна особенность сейсморазведочных судов – это минимальный шум гребного винта и точное удержание позиции во избежание помех в работе исследовательского оборудования.
“Сейсмики” используют для инженерной и нефтегазовой разведки, решения широкого спектра научных задач.
Танкер-челнок – это специализированное оффшорное судно, танкер, используемый для транспортировки нефти от места добычи к нефтехранилищу или на нефтеперерабатывающий завод. Технология была впервые использована в 1970-х годах в Северном море в качестве альтернативы трубопроводу, но развитие динамического позиционирования и освоение все более дальних месторождений сделало танкеры-челноки незаменимыми. В современном виде они появились в 2011 году на месторождениях Chinook и Cascade, принадлежащих Petrobras в Мексиканском заливе.
Принцип работы челночного танкера заключается в том, что он способен подходить носом к нефтехранилищу и с помощью большого шланга брать топливо к себе на борт, при этом удерживаясь в заданной позиции, как это показано на видео выше.
А на последок отвечу на вопрос из названия статьи. Кораблём называют военные объекты, например, корветы, эсминцы, авианосцы и т.д. судами же называют те пароходы, которые добывают рыбу, перевозят коммерческие грузы или же работают в оффшорной индустрии, таким образом правильно говорить военные корабли и торговые суда.
Большое спасибо за прочтение данной статьи! Буду рад конструктивной критике в комментариях!