Найти тему

Советская "демократия" или как проходили выборы на территории СССР до перестройки.

Что мы знаем о советской избирательной системе, исходя из того, что вещают по "зомбоящику" , либо же от разных политических сил? Прозападные либералы твердят по всему миру, что никакой демократии в Союзе и в помине не было. Большая часть советчиков, (не вся), утверждает что в Союзе было столько свободы, сколько нет в помине не в РФ и странах Запада. Но все-таки разберемся в этом вопросе более детально, опираясь на факты и нормативно-правовые акты, принятые при СССР.

Итак, для начала разберем самую демократичную конституцию 1937 года (она же Сталинская). И начну я именно с разбора конституции, ввиду того, что до ее принятия как таковых выборов в политическую среду не проходило. И де-юре, она, на самом деле, является одной из самых демократичных конституций, которая существовала и была принята на территории всей Земли, однако де-факто не все права и свободы человека и гражданина защищались, о чем свидетельствуют партийные чистки, кадровые чистки и тому подобное. И да, уважаемый читатель, я не уподобляюсь в детальную статистику, сколько расстреляли, сколько было замучено в подвалах НКВД, ибо это достаточно "хайповая" тема, которой активно пользуются все, кому не лень. В том числе и "Мемориал", который относит что бандитов, что дезертиров к жертвам политических репрессий. Ввиду этого, опустим данную статистику и продолжим далее.

Обратимся непосредственно к статье 135 Конституции РСФСР: ««Все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав». Лица лишенные избирательных прав - это люди, которые в прошлом являлись офицерами Русской императорской армии, представителями дворянского сословия, нэпманы и те же "кулаки". Лишены они были в целом, что пассивной возможности участия в политической жизни страны, что в активной, а вместе с этим и права занимать руководящие посты в государственной системе.

-2

Это уже де-факто доказывает, что Советский режим не является демократическим, невзирая на власть большинства (диктатуру пролетариата). Ведь любой здравомыслящий человек знает: демократия - это политический режим, функционирующий на основе политического плюрализма, предоставления абсолютно всем гражданам права избираться и быть избранными, однако это не осуществлялось. Подтверждение данного факта смотрите ниже.

-3
-4

Далее, стоит рассмотреть факт управления государством. Демократия в РФ предполагает собой осуществления власти и воли народа через органы МСУ, референдума (что является высшим волеизъявлением народа) и всеобщего голосования. Вместе с этим, Россия юридически является смешанной республикой.

Спросите сами себя, кто осуществлял власть на территории всего Советского пространства? Скорее всего вы скажете что то из сферы: "Генеральный секретарь", "первый секретарь". Однако ни в одной Конституции СССР не прописано, что секретарь компартии СССР является должностью, осуществляющей руководство страной. Хотя все прекрасно знают тот факт, что власть была сконцентрирована в руках секретаря компартии и его близкого окружения (тот же Сталин и его приближенные, Брежнев и его элита, которая всячески оберегала Леонида Ильича и не желала чтобы он ушел с руководящего поста). Тем самым это подтверждает мнение о том, что в Советском союзе власть была авторитарной.

-5
-6

Вместе с этим, в октябре 1977 внеочередная сессия ВС Совета СССР приняла новую конституцию, обсуждение которой прошло на предприятиях, колхозах и даже в школах, что демонстрировалось как преимущество социалистической конституции над буржуазной конституцией. В тексте Конституции 1977 года отмечалось, что руководство в стране осуществляется коллегиально: Президиум Верховного Совета СССР, и вот его председатель и считался формальным главой СССР.

Партия не осуществляло руководство Советским Союзом напрямую через свои органы. В «стране советов» вся власть де-юре принадлежала Советам, и чтобы партия правила, необходимо было, чтобы представители партии занимали большинство мест в Верховном Совете СССР (ну и в Верховных Советах республик, конечно). Что и обеспечивалось безальтернативными выборами. Пример предоставлен ниже.

-7

И данного вектора придерживалась вся политическая верхушка вплоть до курса взятого на перестройку и перестроения общества и экономики.

И вот 1988 год, разгар перестройки. Решением XIX партконференции советскому избирателю было предоставлено право вычеркивать столько сколько влезет. Отныне и на веки веков в бюллетене должно быть больше одной фамилии.

Но главная особенность реформы даже не в обязательном наличии двух кандидатов в бюллетени. Согласитесь, если бы всевозможных кандидатов по-прежнему выдвигала только КПСС, ситуация с выборами не сильно бы поменялась. Реальная альтернативность в выборах возможна лишь при альтернативности в праве выдвижения кандидатов.

До реформы 1988 года статья 100 Конституции СССР начиналась так: «Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза…», а после реформы начало статьи 100 поменялось на «Право выдвижения кандидатов в народные депутаты по избирательным округам принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, собраниям избирателей по месту жительства…»

Авторы реформы закрепили в конституции переход от принципа «сверху – вниз», к принципу «снизу – вверх» (это не значит, что эта перемена на бумаге привела к моментальным переменам в реальной политике, и конечно КПСС по-прежнему выдвигала как минимум по одному кандидату от каждого округа). Отдельно в статье 100 прописали ещё и следующее: «Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою. В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.» Это тоже не случайная вставка, до этого в конституции не было прописано, что выдвигать можно только одного кандидата, но на протяжении почти 70 лет этот принцип действовал в реальной жизни, и отказ от него, для реализации реформы, было необходимо прописать в Конституции СССР.

После проведения реформы, которая должна была реанимировать политическую систему СССР, в 1989 – 1990 гг. в Советском Союзе пройдет ряд избирательных компаний по выборам высших органов власти на альтернативной основе, ввиду отмененной статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе, но это уже совсем другая история.

Если Вам чем-либо понравилась или не понравилась данная статья, то прошу поставить лайк или же дизлайк, а вместе с этим и комментарий с конструктивной критикой. Всем удачного дня!