У Альбера Камю есть произведение под названием "Миф о Сизифе", которое он назвал также эссе об абсурде. Используя мифологический образ царя, наказанного тем, что он безуспешно катил камень в гору, а у самой вершины тот срывался вниз, и надо было опять тащить его наверх, Камю доносил до читателя ту мысль, что жизнь человека - абсурд. Но суть человека - борьба с этим абсурдом.
Так древнегреческий персонаж стал экзистенциальным образом ХХ века.
Вообще история Сизифа действительно полна всевозможных философских аллюзий. Тут можно найти широкое поле для раздумий о проблеме абсурда, свободы человека, его ответственности и т.д. Борьба Сизифа с самой смертью - Танатосом, и победа над ним дают пищу для размышлений о силе человеческого разума, способного преодолевать даже непреодолимые препятствия, идти наперекор закону необходимости. Однако последовавшее за это своеволие наказание от богов утверждает идею о возвращении на круги своя.
Мир устроен так, что бунт против законов природы (или воли богов) бессмысленен. Так все предопределено? Это вопрос детерминистический.
Нельзя выходить за заданные рамки? Есть ли предел человеческой свободы, и где он? Это вопрос экзистенциальный.
Мифологический Сизиф обладал воистину изворотливостью вьюна и был очень хитр. В любой ситуации он находил выход, выгодный для себя, и его не волновало, что станет при этом с миром и человечеством. Он обманул даже смерть! Когда Танатос явился за его душой, Сизиф под видом браслетов подсунул ему оковы и захватил бога смерти в плен. В результате люди на Земле перестали умирать, то есть нормальный порядок вещей был нарушен.
Когда бог войны Арес все же через некоторое время освободил Танатоса, и тот забрал душу Сизифа, он сумел еще раз обмануть бога смерти. Сизиф велел своей жене не проводить погребальных обрядов, не делать жертвоприношений. Она так и поступила. И это был непорядок. Тогда Сизиф упросил Аида и Персефону отпустить его обратно в мир живых, якобы, чтобы наказать жену и заставить ее совершить положенные действия. Но вернувшись, Сизиф, разумеется, не планировал возвращаться в царство Аида.
Хватились его там нескоро, так что он еще успел пожить в свое удовольствие.
А уж когда хватились... Наказание было суровым. Тем более суровым, что ВЕЧНЫМ. Вечно был осужден Сизиф катить этот несчастный камень на гору, изнемогая, дотащить его почти до вершины, а когда оставалось совсем немного, камень срывался вниз, и надо было все начинать сначала.
Это облом так облом. Ведь хуже всего - убивать надежду в последний момент, когда до победы остается один шаг. Но именно этот шаг судьба (боги, обстоятельства, случайность) не дает сделать. Ну вот как жить в таких условиях?!
Читайте еще на моем канале:
Риторика и философия: что общего между ними?
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Стоит ли посетить музей воды в Петербурге: мои впечатления