Продолжение серии статей про историю экспериментов на человеке и животных.
В предыдущей статье, я вам рассказывал про Андреаса Везалия, отца основателя анатомии как науки. Известного врача, анатома и вивисектора, который вывел анатомию на ступень доселе не виданную.
В этой статье продолжим разбор дальнейшего развития экспериментов.
Сейчас пойдет речь об основателе экспериментальной медицине который жил в XIX веке нашей эры - это французский врач Клод Бернар. Он первым поставил на повестке вопрос, об этических границах исследований на человеке.
Опубликовав свои лекции "Лекции по экспериментальной патологии" он писал:
В наше время этика справедливо осудило бы самым решительным образом всякий опыт на человеке, который мог бы повредить пациенту или не имел бы целью явной и непосредственной пользы. Так мы не должны оперировать на животных
Часто Бернар вновь и вновь возвращается к этой теме, когда методы в экспериментальной физиологии, приводило к гибели животных. Он на корню отвергал эксперименты с неблагоприятным исходом на людях. Беря за основу как врачебную этику, так и предназначение науки по отношению к социуму.
Мы не можем экспериментировать на больных, которые вверяют себя нам, потому что мы рисковали бы их убить вместо того, чтобы вылечить... Наука прежде всего должна уважать человеческую жизнь
Следующий ученый XIX века нашей эры - это Луи Пастер. Французский химик и микробиолог. Один из основателей такой науки как микробиология, был основным участником создании вакцин против сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Ну и знаем такую технологию как Пастеризация.
Всю необъятную биографию великого ученого мы не будем разбирать, нам достаточно его исследований сибирской язвы.
Во-первых в 1876 году Роберт Кох обнародовал в ученый свет свой труд "Этиология сибирской язвы"( Этиология - это раздел медицины, изучающий причины и условия возникновения заболеваний). Пастер увидел в статье чрезвычайную полезность. С помощью метода Коха, он смог доказать о смертельной опасности даже малого количества бактерий, которые попадают в тело животного или человека.
Еще особенность его трудов заключалась в том, что смог объяснить как через дождевых червей идет распространение сибирской язвы. Использовал морских свинок, путем сбора червей с захоронений сибирской язвы. Брал материал дождевых червей из их кишечника и заражал экспериментальных животных. Так же для экспериментов он использовал овец и цыплят. Дело в том что куры не болеют сибирской язвой, так как температура их выше оптимума заражения, а при снижении температуры тела они заболевали. А если снова повысить температуру, то цыплята вылечивались.
Так же, нельзя обойти внимания изучение куриной холеры. Где заражал цыплят бактериальной культурой. Интересный момент в том, что цыплята были вакцинированы, и если не были привиты они гибли.
И Луи Пастер работал над изучением бешенства. Его интерес к этому заболеванию объяснялся тем что Бешенство было проблемой чрезвычайно важной, на стыке медицины и ветеринарии, так как поражало как людей так и животных.
Сперва, ничего не получалось, вирус бешенства не удалось отыскать. В дальнейшем было предпринято решение культивирование вирус в живых организмах. Один ученый из команды Пастера, Эмиль Ру, осознавая что поражается нервная система, провел трепанацию черепа собаки и туда поместил зараженную вирусом ткань. Метод сработал - подопытные умирали. Экспериментам подверглись морские свинки, кролики и обезьяны.
В дальнейшем данные труды по изучению бешенства помогли создать Пастером первую антирабическую вакцину.