В нынешнем мире более чем в 200-х странах существует скаутское движение, объединяющее в своих рядах примерно 40 миллионов ребят в возрасте от 7 до 22 лет. Возникло всемирное юношеское сообщество в начале XX века благодаря инициативе английского генерала Роберта Баден-Пауэлла (1857–1941). В 1907 году на острове Браунси ему впервые удалось организовать небольшой бойскаутский лагерь. Позже, в 1908-м, британский военачальник опубликовал свой труд «Юный разведчик» (Scouting for boys), в котором подробно изложил основные положения и требования организации.
Основатель скаутской системы, герой англо-бурской войны, Баден-Пауэлл находил, что современная английская школа не воспитывает, а только обучает и менее всего содействует правильному развитию характера, оставляя без внимания самое нужное и ценное в жизни. Он предлагал передавать знания мальчишкам, а с 1909 года и девочкам (герлскаутам) в игровой форме, проводя с ними как можно больше времени на природе:
«Обучение разведыванию должно вестись, насколько это является возможным, путем упражнений, игр и состязаний. […] Игры должны быть по преимуществу групповыми, где группу составляет весь патруль, и каждый разведчик действительно участвует в игре, а не только смотрит, как разыгрывают другие. Должно неукоснительно настаивать на беспрекословном подчинении правилам. Это способствует развитию дисциплины».
В России разведотряды появились с легкой руки Николая II. Прочитав в 1910-м году книгу Р. Баден-Пауэлла, самодержец счел полезным перевести и напечатать ее для русской публики. Однако английские идеи не сразу принялись на отечественной почве, но стараниями капитана лейб-гвардии Олега Ивановича Пантюхова – автора труда «Бой-скауты» (1914) – в Царском Селе был сформирован «легион мальчиков-разведчиков». Движение, порожденное событиями второй англо-бурской войны 1899–1902 годов, со временем претерпев ряд изменений и в Англии, и в России, и в других европейских странах, вылилось в форму военно-патриотического воспитания молодежи. В нашей стране после революции, уже в советское время, эту роль взяла на себя всероссийская пионерская организация.
Основной принцип жизни бойскаута заключается в клятве: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Государем, помогать ближним и исполнять законы скаута».
В книге «Бой-скауты», построенной на основе английских, французских и немецких источников, в популярной форме рассказано о зарождении движения и его состоянии на начало ХХ века, приведены примеры участия скаутов, мальчиков 12-18 лет, в повседневной жизни и их помощи в ежедневных делах детям и взрослым – «охота за добрым делом – великолепная игра и очень нравится подросткам». Отдельные очерки посвящены посещениям голландского лагеря скаутов, расположенного в «пустынном, диком и даже таинственном месте» близ железнодорожной станции Haarden Bussum, не очень далеко от Амстердама, и очень подробно – о жизни английского лагеря, в сорока минутах езды на запад от Лондона, в деревне Флит.
В книге О. И. Пантюхова дан представительный фотографический ряд, который позволяет подробно, в деталях ознакомиться с разнообразными занятиями английских, немецких, голландских, французских бой-скаутов: смотрами, выставками, играми, жизнью под открытым небом, гимнастическими и строевыми упражнениями и т. д.
Экземпляр подносной; на отдельном листе в книге помещен автограф автора: «Его императорскому величеству государю императору Николаю Александровичу всеподданнейше имеет счастье поднести труд свой составитель. Город Царское Село 12 октября 1914 года».
Деятельность О. И. Пантюхова, который в 1914 году создал под патронажем великой княгини Елизаветы Федоровны Всероссийское общество мальчиков-разведчиков «Русский скаут», была связана с Северной столицей. Признанным же лидером московской школы скаутизма принято считать редактора журнала «Вокруг света» В. А. Попова. В 1917 году Попов, будучи главным инструктором отряда бойскаутов Императорского Московского речного яхт-клуба, издает сборник рассказов и приключений из жизни английских бойскаутов с приложением фотографий из лагерной жизни русских скаутов.
В предисловии к книге автор объясняет, что истории о «юных разведчиках» взяты со страниц английского журнала The Scout (официального органа скаутской организации). И хотя тексты не представляют особой литературной ценности, но могут быть интересны как простые и незатейливые зарисовки из жизни «зарубежных коллег».
«В этих рассказах проходит, как в панораме, все то, чем живет и должен жить скаут, все его интересы, влечения, все его радости и печали, весь мир интересов молодежи, желанием которой является благородная и прекрасная задача: ʺлюбить свою родину и всеми силами стремиться стать полезными и честными гражданамиʺ».
Главная цель, которую преследует В. А. Попов, – дать необходимый материал для чтения русскому юношеству, материал, способный вызвать неподдельный интерес к скаутскому движению, «к этому новому крестовому походу молодежи против пустой и бессодержательной жизни, против распущенности, узкого эгоизма, пошлости и вялости тела и духа».
«Бой-скауты» Попова стали первой хрестоматией, первым методическим пособием, помогающим руководителям и инструкторам скаутов проводить задушевные «беседы у костра». После последовали издания и киевского вожака русских разведчиц, гёрл-скаутов, А. К. Анохина, и «Практическое воспитание в Англии по системе Баден-Пауэлла» В. С. Преображенского, и «Справочник по скаутизму» под редакцией Комитета Общества «Русский Скаут», и многие другие.
Добровольческое молодежное движение в России, да и во всем мире, быстро набирало силу и популярность. Однако у нас в 1923-м скаутизм запретили вплоть до 1990 года. В СССР на смену английским патрулям пришли Пионерские дружины (1922). Сегодня, к сожалению, воспитание подрастающего поколения не организовано повсеместно и массово как раньше. Ныне мы снова и снова повторяем слова Р. Бадена-Пауэлла, что «школа не воспитывает, а только обучает и менее всего содействует правильному развитию характера». А жаль…
Всю необходимую литературу, информацию по данной теме вы сможете без труда найти и бесплатно с ней ознакомиться на сайте НЭБ.