Найти тему
Хихидна

"Скырлы, скырлы, скырлы..." (сказка со счастливым концом)

Последнее, что отчетливо запомнила Неля, веселые подначки Сергея:

- Ты что, трусишь? Тоже мне, девушка рокера! Посмотри на своих подружек, никто не боится, любая согласна со мной прокатиться, - он гордым петухом оглядел стайку девчонок, - Ну что, красавицы, кто хочет заменить эту трусиху?

Иллюстрация к сказке "Медведь - липовая нога" (что-то у меня зачастили медведи в иллюстрациях к текстам, ну да ладно, завтра вернемся к "Синим котам счастья Рины Зенюк")
Иллюстрация к сказке "Медведь - липовая нога" (что-то у меня зачастили медведи в иллюстрациях к текстам, ну да ладно, завтра вернемся к "Синим котам счастья Рины Зенюк")

Они с Сергеем встречались всего месяц, хотя влюблена Неля была уже второй год. «Девушка рокера»! Это звучало гордо, и уступать свое место она никому не собиралась.

Не знаю почему, но в конце 80-х – начале 90-х «рокерами» в Якутске называли не музыкантов, а мотоциклистов, лихо гоняющих по улицам ночного города.

И Неля решилась. Дальнейшее смешалось в один ком радости, восторга и одновременно ужаса: вот она сидит, прижавшись к спине любимого, мотоцикл мчится по каким-то ухабам, она весело смеется, потом внезапная яркая вспышка, сразу за ней спасительная темнота и полный провал. Очнулась девушка от слёз матери и её горячего шёпота:

- Нелечка, только не умирай!

«Не умирай»? Почему она должна умереть? Неле стало интересно, и она открыла глаза. Она долго не могла понять, где находится, где Сережка со своим мотоциклом, где девчонки.

- Мама… Где я? Почему ты плачешь?

- Доченька! Доченька моя, жива… - мать моментально перестала плакать, - Как ты себя чувствуешь?

Неля хотела спросить, почему она должна себя чувствовать плохо, но тут её буквально затопила острая боль, она застонала и снова отключилась. Медсестра вызвала врачей, те ловко выставили мать девушки в коридор.

Жанна вышла из палаты, села на кушетку. Слёзы лились градом, сердце рвалось обратно в палату к дочери, которой она ничем сейчас помочь не могла. Господи, её девочке всего 17! Такие планы были в жизни, а тут так глупо, так нелепо… И, главное, как объявить дочке, что той до конца жизни теперь придется носить брюки...

Неля к новости о том, что они с Сергеем попали в аварию, в результате которой ей буквально отрезало ногу ниже колена, отнеслась спокойно. Её больше интересовало, что с любимым? Как он?

- Что ему сделается? – сухо проговорила Жанна, - Пара незначительных переломов да ушибов. Даже мотоцикл почти не пострадал…

- Мама, а он ко мне приходил? – Неля умоляюще смотрела на мать, - Почему ты его не пускаешь?

- Знаешь, дочка, - женщина немного помялась, а потом жёстко произнесла, - Он был всего один раз. Узнал, что ты теперь без ноги, и всё, его как ветром сдуло. Сейчас вечерами на лавочке с Кристинкой обжимается. Увидят меня, оба отворачиваются…

Что было больнее для Нели, неизвестно. Горячо любимый Сергей забыл её практически сразу, но тут можно понять, зачем ему девушка-инвалид? Но Кристина? Лучшая подруга, которой поверялись все сердечные тайны, и которая первая кричала, что «Серега тебе не пара, ты умница и красавица, а он ПТУ-шник несчастный». Однако это не помешало ей занять место Нели рядом с «несчастным ПТУ-шником»…

Много позже Неля рассказывала:

- Я тогда решила покончить с собой. И случай быстро подвернулся, как будто Бог меня на крепость проверял. У нас тогда медсестричка работала, вечно в облаках витала, вроде первая любовь и прочие розовые пони. Она ко мне в палату каталку с лекарствами ввезла, ну знаешь, такая тележка, на ней ящик с ячейками с фамилиями больных. А в ячейках - мерные стаканчики с таблетками. Так вот медсестра зашла и тут с поста крикнули, что к ней пришли, её как ветром сдуло. Ну я и… Дотянулась, сидеть-то я могла!, каталку сумела придвинуть. Ящик полный был, еще никому таблетки не успели раздать… Если бы мама не зашла в тот момент…

Жанна, увидев дочь, моментально всё поняла. Она резко отодвинула тележку, села на кровать и прижала дочь к себе:

- Не смей даже думать об этом, поняла?! Ты ведь не только себя убьешь, но и нас с папой, да и обе бабушки вряд ли переживут… Люди и без двух ног живут, а у тебя даже колено сохранено!

- Да уж, повезло так повезло, - горько протянула Неля, - Радоваться нужно, да, мам?

- Да! Главное, голова цела и продолжает хорошо работать! И ходить ты будешь, даже не сомневайся. Протез сделаем, Ваня помочь обещал (наш с Жанной двоюродный брат Иван был замечательным хирургом, я писала о нём и его 9 дочках). Жизнь продолжается, пусть и не такая как раньше!

Не знаю, эти ли слова матери помогли, или мозги Нели просто встали на место, но через какое-то время она оставила даже мысли о том, что жизнь закончена.

Нелю выписали. С костылями ходить она пока еще затруднялась, не могла побороть психологию, ища опору на обе ноги, поэтому отец носил дочку на руках. А ходить приходилось много, хорошо хоть инвалидность оформили сразу в больнице (на своей шкуре знаю, что это за «геморрой»). Через какое-то время Неле сделали первый протез, деревянный – была середина 90-х, более современные конструкции стоили огромных денег и ехать за ними нужно было или в Курган, или в Москву (со слов Нели).

Неля протез освоила быстро. Мальчишки во дворе, а дети часто бывают жестоки, прозвали её «Медведь – липовая нога». Завидев девушку, которая, прихрамывая, шла по двору, они весело кричали:

- Медведь – липовая нога! Медведь – липовая нога!

Неля сначала обижалась, а потом рукой махнула:

- Иду я себе такая, а в голове стучит «скырлы, скырлы, скырлы». И ведь даже не знаю, что это слово означает, что такое эти самые «скырлы»! Ну как есть медведь – липовая нога! А на правду что обижаться?

Год Неля по понятным причинам пропустила, а на следующий поступила в местный университет. Однокурсники о проблемах с её здоровьем не знали, относились обычно: ну ходит всё время в брюках, ну прихрамывает немного, понятно, почему от физкультуры освобождена. Сама девушка никому ничего не рассказывала, зачем? На жалость давить? Но для того, чтобы учиться, нога особо не нужна, главное, голова, права была мама. А голова у Нели светлая, недаром бывшая подруга Кристина считала «ПТУ-шника» Серёгу ей неровней. Эти двое, кстати, быстро разбежались, постоянство вообще оказалось не самой сильной стороной парня. Кристина потом приходила к Неле, пыталась реанимировать былую дружбу, только девушка категорически отказалась:

- Да не держу я на тебя зла, Крис, давно простила. Но и дружить с тобой не могу, сама понимаешь: предавший единожды, предаст и дважды. Я умею учиться на своих ошибках.

На третьем курсе за Нелей стал ухаживать аспирант Дима. Был он серьезный, обстоятельный, писал диссертацию и вёл некоторые семинары по специальности. Жанне он нравился, но она переживала:

- Как его отвадить? Парень хороший, приветливый, кажется порядочным. Но не хочу, чтобы они были вместе! Хотя, - оправдывалась женщина, - Возможно, я просто слишком переживаю за Нельку, не хочу, чтобы её обидели еще раз.

Сама Неля поначалу ухаживания принимала с настороженностью, близко не подпускала. Но парень был настойчив, и скоро уже не только провожал девушку до дома, но и целовался с ней на задних рядах в кинотеатре или у подъезда. Дальше их отношения не заходили, но Неля понимала: нужно рассказать сейчас, иначе потом это будет выглядеть как вранье. Но она не успела, её опередили.

В тот вечер Дима как обычно проводил её до дома, потом они долго увлеченно целовались у подъезда, пока вдруг не услышали:

- О, какие люди! Вернее, мужик и медведь липовая нога! Эй, парень, каково оно, с медведем целоваться?

Неля повернулась: за спиной, криво усмехаясь, стоял бывший «любимый» Серега. Был он, кажется, пьян, пошатывался и говорил не слишком внятно:

- Ну, чего уставилась? Сама виновата, поняла? Накаркала, медведиха проклятая, «боюсь-боюсь». Вот и добоялась, сглазила!

Дима непонимающе смотрел на незнакомого парня, о чем это он? Тот, заметив взгляд, спросил:

- Что, на убогих тянет? Липовая нога возбуждает? Ну-ну.

Сергей повернулся и побрел прочь, а Дима вопросительно посмотрел на Нелю:

- Кто это? И что за чушь он тут нёс?

- Это не чушь, - Неля подняла глаза и пристально посмотрела Диме в глаза, - Медведь липовая нога – это я. У меня действительно липовая нога. Или березовая, чёрт её знает. Протез в общем

- Почему ты не сказала раньше?

- Боялась. Этот, - Неля кивнула головой в сторону, куда ушёл Сергей, - Бросил меня сразу же. Хотя это по его вине всё случилось, хотел выпендриться. Думала, ты узнаешь, тоже бросишь, потому и тянула время – хоть немного, но побыть счастливой. Вот такие пироги, Димочка. Скырлы, скырлы, скырлы.

- Что за «скырлы»? А! – Дима улыбнулся, - Это из сказки, да? Слушай, Нель. Я не хотел пока, до защиты, но скажу…

Неля замерла от страха услышать обидные слова, но Дима продолжил:

- Ты выйдешь за меня?

- Дима, ты уверен? – Неля смотрела на ухажёра во все глаза, - Ты подумай хорошенько. Если ты не понял: у меня нет ноги…

Дима перебил:

- Нет ноги? Ну и что? Разве ты чувствуешь свою ущербность? – он перевёл дух, - И вообще, отсутствие ноги – это хороший повод носить тебя на руках! И никаких «скырлы».

Поженились они через два года, Неля как раз закончила университет, а Дима защитил кандидатскую. Живут уже 22 года, и Дима частенько носит жену на руках, как и обещал. Хотя протез у Нели сейчас самый современный, никакой "липовой ноги". Скырлы, скырлы, скырлы😊

P.S. Мы с Нелей раньше общались мало, она младше на пять лет, и у нас практически не было общих интересов, так, встречались на семейных праздниках, не более. Появились они, общие интересы, гораздо позже, когда в начале 2000-х родственники три года подряд покупали нам двоим путевки в частный реабилитационный центр. Мы по месяцу жили в одной комнате, конечно же, много разговаривали. Вот тогда я и услышала впервые это загадочное «Скырлы, скырлы, скырлы»…

Сказку «Медведь – липовая нога» в обработке А.Н. Афанасьева я в детстве боялась наравне с некоторыми историями дяди Прокопия. Когда начала писать эту историю, решила сказку перечитать, но в Интернете больше распространена история про репку, которую воровал медведь, за что и поплатился. И в этом варианте сказки люди побеждают, чего не было в сказке Афанасьева. Там, наоборот, медведь на липовой ноге, находит спрятавшихся старика со старухой, и съедает их. У Афанасьева песенка медведя звучала «Скрипи, нога, скрипи, липовая», никаких «скырлы, скырлы, скырлы». Думаю, если бы я в детстве услышала эту интерпретацию песни, испугалась бы еще больше…