- Опять носятся всю перемену и орут, словно в лесу! И не перекричать же!
- Я за собой тарелку убрал! Почему я должен убирать с другого стола? Там Ваня сидел!
- ...не хочу я эти тетради раздавать, только время тратить.
К сожалению, никто из нас неидеален. Всем и каждому приходится ворчать, кричать, ругаться, но порой все эти неприятные ощущения мы испытываем из-за какой-то несусветной мелочи. И, конечно, школа, будучи основным местом приключений для подрастающего поколения, является одним из важнейших раздражающих факторов как для детей, так и для взрослых. Но разве нельзя это исправить?
- Неразрешимых ситуаций нет!
Именно с такой вдохновляющей фразой несколько лет назад меня, еще зеленого недопедагога, встретила администрация родной школы. И, что греха таить, эти три слова стали негласным девизом на всю мою последующую педагогическую деятельность.
Так как же быть с вечными недовольствами некоторых детей, родителей да и учителей, когда очередной Вася игнорирует, казалось бы, типичную школьную просьбу, а именно, вымыть к уроку тряпку для доски.
- Ну ты ведь дежурный!
- А я не хочу это делать. Я сюда не уборщиком пришел.
Как быть? Что делать?
А ответ буквально лежит на поверхности и поражает своей краткостью - игра. Обычная, столь привычная каждому с самого детства игра. Но как же внедрить игровую деятельность в воспитательную работу в классе?
Проявите фантазию.
Конечно, всегда легче найти готовую информацию в Интернете и не задумываться о таком второстепенном понятии в обучении, как воспитание. Все мы этим грешим, жалея собственные усилия и время. И в этом же есть неоспоримая логика! Зачем тратить свое личное время на изобретение велосипеда? Да и дома этим должны заниматься родители. Но подвох в том, что ребенок черпает ресурсы для формирования своей личности из всех кругов общения. Дом, класс, друзья во дворе, дополнительные секции... И если не все могут проконтролировать родители и педагог, то хотя бы свою часть работы мы выполнить можем.
Олух. Пузырь. Остаток. Уловка.
Как отчаянный любитель вселенной "Гарри Поттера", я черпала вдохновение для разработки своей воспитательной работы именно со страниц романов Дж. К. Роулинг. Знакомые образы, волшебство, уют, уже готовая школьная модель - есть где разгуляться и что взять за основу.
Я работаю именно с ребятами начальной школы, здесь такая игра идет на ура, но, думаю, и более старшие детки будут не против ощутить себя хотя бы немного волшебниками.
Итак, мы делим класс на четыре факультета:
- Пуффендуй. Следит за чистотой в классе и столовой, предупреждает дежурных.
- Слизерин. Следят за дисциплиной, строят ребят в столовую, на мероприятия.
- Когтевран. Помощники учителя (раздают тетради, проверяют готовность детей к уроку).
- Гриффиндор. Этот факультет состоит только их трех ребят, лидеров своих групп.
Конечно, быть целый год в одном и том же факультете ребятам надоест, поэтому они меняются каждую четверть. В конце четвертей мы с детьми подводим итоги (куда же без начисления баллов за труды). Наградой победителям служат сертификаты "Антидвойки", вы же можете выбрать свое поощрение.
В начале такой работы не все ребята воспылали интересом, но, к концу учебного года могу сказать, что такой подход дал свои плоды. Чистые столы в столовой, вымытые тряпки, мирные игры на переменах, своевременная подготовка к урокам не дадут солгать.
Может, воспитательная работа и не самая важная в работе учителя, но безусловно намного приятнее работать с самостоятельными, ответственными ребятами.
И помните - всегда приятно добавить каплю волшебства даже в самые обыденные вещи.